Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

16.02.2012
ВОПРОС:
Вправе ли заказчик при размещении государственного заказа включить в один лот строительные работы и работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций (чтобы заниматься указанными видами деятельности, нужны отдельные лицензии)?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 2.1. ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты. При этом в отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Сам Закон N 94-ФЗ не регулирует порядок формирования лотов для проведения торгов и не запрещает включать в состав каждого лота и, соответственно, предмета контракта, заключаемого с его победителем, разноименных (разнородных) товаров, работ, услуг. Однако при этом необходимо учитывать положения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещающие не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. В частности, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Как видим, ограничение существует, но оно касается не просто разноименных товаров, работ, услуг, а тех, что не связаны между собой технологически и функционально. Соответственно, разноименные (разнородные) товары, работы, услуги могут быть приобретены в рамках одного контракта в том случае, если они функционально и технологически связаны между собой (смотрите тему 4 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2010), постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2010 по делу N А43-16584/2009-10-255, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2011 по делу N А59-5191/2010).
Законодательством понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ и услуг не раскрывается, этот вопрос является вопросом в большей степени техническим и (или) организационным и должен решаться в каждом конкретном случае отдельно.
Вместе с тем мы можем отметить, что вопрос технологической и функциональной связи строительных работ и работ по монтажу противопожарной защиты, в принципе, рассматривался в правоприменительной практике. При этом контролирующие органы приходили к выводу, что таковая связь отсутствует и объединение этих работ в одном лоте, предмете одного контракта неправомерно (смотрите, например, решения УФАС по Амурской области от 19.08.2010 N ЖМ-133/2010 и от 07.04.2011 N ЖМ-16/2011, УФАС по Тамбовской области от 18.05.2011 N 58-2-09/1706). Это обосновывалось тем, что для проведения данных работ необходимы различные разрешительные документы - свидетельство о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), и лицензия на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в настоящее время - пп. 15 п. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") соответственно. Судебной практики именно по данному вопросу нам найти не удалось, однако есть примеры, показывающие, что арбитражные суды также придерживаются мнения, что работы, для выполнения которых необходимы различные разрешения или лицензии, не могут быть технологически и функционально связанными (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 N 17АП-3707/08, ФАС Дальневосточного округа от 20.12.2011 по делу N А59-1486/2011, от 04.04.2011 по делу N А59-3120/2010 и от 11.06.2010 по делу N А59-5630/2009).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

1 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики