Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

19.02.2018
ВОПРОС:
На работу на промышленное предприятие, занимающиеся металлообработкой (ООО), планируется принять граждан Таджикистана. До настоящего момента с иностранными гражданами предприятие не работало.
Каковы требования к документам, необходимым иметь как работникам, так и предприятию?
ОТВЕТ:

1. Граждане Республики Таджикистан имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории РФ без виз (ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30.11.2000)).
По общему правилу работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Но такое разрешение не требуется, если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4 и пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодателю не потребуется разрешение на заключение трудовых договоров с гражданами Таджикистана.
2. Иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ в безвизовом режим, по общему правилу, имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии патента (абз. семнадцатый п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Но указанный порядок не распространяется на постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Постоянно проживающими являются иностранные граждане, имеющие вид на жительство, временно проживающими - имеющими разрешение на временное проживание (абзацы седьмой, восьмой, одиннадцатый, двенадцатый п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Следовательно, если граждане Таджикистана, принимаемые на работу, будут иметь вид на жительство или разрешение на временное проживание, то им не нужен патент для осуществления трудовой деятельности.
При отсутствии вида на жительства или разрешения на временное проживание, граждане Таджикистана признаются временно пребывающими (абз. десятый п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ), и для осуществления трудовой деятельности им нужен патент. Причем такой гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент, и если в патенте указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), то трудовая деятельность может быть осуществляться только по ним (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). При отсутствии в патенте указания профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранный работник может выполнять любую работу.
Патент, вид на жительство или разрешение на временное проживание предъявляются работодателю при заключении трудового договора. Также гражданин Таджикистана, помимо документов, поименованных в ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (часть первая ст. 327.3 ТК РФ).
Документы воинского учета предъявлять по общему правилу не требуется (часть третья ст. 327.3 ТК РФ).
3. Работодатель обязан уведомлять территориальный орган ФМС о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным работником трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения) (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (смотрите, соответственно, приложения NN 19, 20 и 21 к Приказу N 147).
Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган ФМС России на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (абз. второй п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Приложения N 21 к Приказу N 147).
Также в силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон N 109-ФЗ) юридические лица, у которых иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, организация как принимающая сторона должна поставить иностранца на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России в сроки, установленные ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением. Отрывную часть бланка переданного уведомления работодатель передает иностранцу (п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

2 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

 

Все консультации данной рубрики