Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.02.2018
- Федеральным казенным учреждением лимиты, доведенные в 2017 году, были израсходованы полностью. Учреждением в январе 2018 года получены счета за декабрь 2017 года, датированные 31 декабря 2017 года. По информации, полученной от главного распорядителя бюджетных средств, при планировании лимитов бюджетных обязательств на 2018 год учтены расходы на погашение кредиторской задолженности по коммунальным услугам, потребленным в декабре 2017 года.
Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения в 2017 и в 2018 годах рассматриваемую ситуацию?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кредиторская задолженность в размере стоимости потребленных в декабре коммунальных услуг на основании выставленного исполнителем в бюджетном учете казенного учреждения подлежит отражению в бюджетной отчетности 2017 года. Одновременно с отражением кредиторской задолженности в бюджетном учете подлежат показатели принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств текущего финансового года.
В 2018 году принятые бюджетные обязательства и денежные обязательства, не исполненные в отчетном периоде, должны быть приняты к учету (перерегистрированы) в объеме, запланированном к исполнению.
Обоснование вывода:
В соответствии с положениями ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта в случаях, предусмотренных п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51-53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчиком могут не применяться положения ч.ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, перечисляющие ряд обязательных требований к условиям контракта. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
Поскольку ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ отменяет действие специальных требований к форме указанных в ней контрактов, такие контракты могут путем совершения конклюдентных действий в соответствии с п. 2 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ. В частности, в письме Минэкономразвития России от 11.01.2017 N Д28и-145 указано, что заказчик вправе осуществлять оплату коммунальных услуг в соответствии с п.п. 1 и 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании выставленного счета.
В соответствии с положениями абзаца третьего п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), бухгалтерский учет ведется методом начисления, который предусматривает признание результатов операций по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. При этом, несмотря на ограничения по принятию бюджетных обязательств, предусмотренных положениями п. 5 ст. 161 и п. 3 ст. 219 БК РФ, ни Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ни положениями Инструкции N 157н не предусмотрено каких-либо исключений (особенностей) порядка отражения в бюджетном учете принятых бюджетных и (или) денежных обязательств как на счетах учета расчетов, так и на счетах санкционирования расходов.
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги были оказаны казенному учреждению в декабре 2017 года, отказ от услуг исполнителю не направлялся. Соответственно, бюджетные обязательства, даже при отсутствии заключенного в письменной форме государственного контракта, приняты в 2017 году. Соответственно, кредиторская задолженность в размере стоимости потребленных в декабре коммунальных услуг на основании выставленного исполнителем в бюджетном учете казенного учреждения подлежит отражению в бюджетной отчетности 2017 года. Поступление после отчетной даты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, является событием после отчетной даты и отражается в бюджетном учете последним днем отчетного периода. Одновременно с отражением кредиторской задолженности в бюджетном учете подлежат показатели принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств текущего финансового года.
Согласно п.п. 140, 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, принятые бюджетные обязательства и денежные обязательства, не исполненные в отчетном периоде, в следующем отчетном периоде должны быть приняты к учету (перерегистрированы) в объеме, запланированном к исполнению.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете подлежат отражению следующие корреспонденции счетов:
1) В 2017 году:
Дебет КРБ 1 401 20 223 (1 109 00 223) КРБ 1 302 23 730
- отражена кредиторская задолженность по коммунальным услугам, потребленным в декабре 2017 года;
Дебет КРБ 1 501 13 223 Кредит КРБ 1 502 11 223
- на основании счета по фактически предоставленным услугам казенным учреждением принято бюджетное обязательство в сумме кредиторской задолженности на текущий финансовый год (2017 год);
Дебет КРБ 1 502 11 223 Кредит КРБ 1 502 12 223
- принято денежное обязательство на текущий (2017) финансовый год.
При этом в 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства.
2) В 2018 году:
Дебет КРБ 1 501 13 223 Кредит КРБ 1 502 11 223
- принято бюджетное обязательство на текущий финансовый (2018) год;
Дебет КРБ 1 502 11 223 Кредит КРБ 1 502 12 223
- принято денежное обязательство на текущий финансовый (2018) год.
К сведению:
За принятие бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО должностные лица получателей бюджетных средств могут быть оштрафованы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
При этом в качестве основания для привлечения к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ должностными лицами государственного (муниципального) финансового контроля могут рассматриваться принятие бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО путем принятия денежных обязательств, возникших в том числе "помимо воли" получателя бюджетных средств (смотрите, например, постановление Советского районного суда г. Брянска от 07.11.2016 по делу N 5-689/2016, определение ВС Республики Татарстан от 13.04.2016 по делу N 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 01.09.2014 по делу N 12-566/2014).
В отдельных случаях должностные лица получателей бюджетных средств в целях соблюдения требований ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ принимают решения об учете обязательств, принятых сверх доведенных ЛБО, на забалансовых счетах, что становится дополнительным основанием для привлечения их к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ (смотрите, в частности, решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04.05.2017 по делу N 12-229/2017).
Зачастую решения о неотражении (несвоевременном отражении) принятых "сверхлимитных" бюджетных обязательств либо об отражении их в порядке, отличном от порядка, установленного положениями Инструкции N 157н, не только не позволяют избежать административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ, но и могут послужить основанием еще и для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ (смотрите, в частности, решение Суздальского районного суда Владимирской области от 20.02.2017 по делу N 12-13/2017, решение Челябинского областного суда от 10.08.2016 по делу N 7-1175/2016, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по делу N 21-776/2015).
На практике административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 15.15.10 КоАП РФ, может быть признано малозначительным (смотрите, в частности, постановление Советского районного суда г. Брянска от 07.11.2016 по делу N 5-689/2016). При этом дело об административном правонарушении может быть прекращено в случае действия лица в состоянии крайней необходимости (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
1 февраля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним