Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

17.02.2012
ВОПРОС:
Организацией привлечен подрядчик для проведения мелкого (текущего) ремонта арендуемого помещения. Договором аренды особые условия осуществления ремонта не закреплены. Подрядчику произведена поставка товара в оплату за выполненные работы. Обе организации применяют общий режим налогообложения.
Может ли организация учесть расходы по ремонту склада и произвести оплату таким образом?
Как правильно отразить это в бухгалтерском и налоговом учете?
ОТВЕТ:

Зачет взаимных обязательств

Возможность прекращения обязательства зачетом предусмотрена ст. 410 ГК РФ. Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Следовательно, для проведения зачета взаимных обязательств достаточно обратиться к контрагенту с письмом либо направить в его адрес акт зачета взаимных требований. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому инициатор проведения зачета может составить его в свободной форме. В таком документе (соглашении, акте, письме и т.п.) необходимо отразить информацию о сторонах, участвующих в зачете, и обязательствах сторон. Причем, если суммы обязательств различные, зачет может быть произведен на меньшую сумму.

Ремонт арендованного имущества

Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества определены ст. 616 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
На арендодателе лежит обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Таким образом, распределение обязанностей по содержанию и ремонту имущества, переданного в аренду, может быть предусмотрено договором аренды. Если в договоре аренды обязанности сторон не закреплены, действует общее правило, предусмотренное ГК РФ.
В рассматриваемой ситуации в договоре аренды нет особых условий, определяющих обязанности сторон по содержанию имущества. Следовательно, текущий ремонт арендованного имущества (склада) должен производить и нести расходы арендатор, т.е. Ваша организация.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 части второй ст. 247 НК РФ прибыль (объект налогообложения) российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К доходам в целях налогообложения относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).
При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (п. 1 ст. 271 НК РФ).
То есть в рассматриваемом случае на дату поставки товаров подрядчику, осуществившего ремонт склада, у Вашей организации образуется доход.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). При этом согласно п. 2 ст. 260 НК РФ данная норма применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (смотрите также письма Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, от 18.11.2009 N 03-03-06/1/763).
Как уже говорилось выше, в рассматриваемой ситуации арендатор должен за свой счет производить текущий ремонт арендованного помещения. В таком случае в целях налогообложения затраты по ремонту склада учитываются у арендатора в составе прочих расходов при условии их соответствия общим критериям признания расходов (обоснованность, документальное подтверждение и осуществление для деятельности, направленной на получение дохода).
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
Таким образом, факт прекращения обязательств посредством зачета взаимных требований не влияет на право признать расходы в целях налогообложения и порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль.

НДС

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п.п. 1, 2 ст. 171 НК РФ).
При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для принятия к вычету НДС необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- наличие выставленного подрядчиком надлежащим образом оформленного счета-фактуры по выполненным ремонтным работам;
- работы по текущему ремонту должны быть приняты к учету на основании подписанного акт приема-передачи выполненных работ;
- осуществлен ремонт имущества, используемого в деятельности, облагаемой НДС.
К настоящему времени никаких дополнительных условий для принятия НДС к вычету при зачете взаимных требований нет налоговое законодательство не содержит.
Иными словами, НК РФ не связывает право на налоговый вычет с погашением обязательств путем проведения зачета взаимных требований. НДС, предъявленный Вашей организации подрядчиком, может быть принят к вычету на общих основаниях.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы на ремонт арендованного имущества (склада), используемого в основной деятельности, отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам, установленным п. 8 ПБУ 10/99, и организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. То есть расходы по текущему ремонту склада могут быть отнесены на статьи бухгалтерского учета в зависимости от характера осуществляемой деятельности и использования склада в корреспонденции со счетами расчетов или затрат на производство (если ремонт производится собственными силами арендатора без привлечения сторонней организации).
В рассматриваемой ситуации в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, организацией могут быть произведены следующие бухгалтерские записи по учету расходов на ремонт арендованного склада и отгрузки товаров в счет оплаты оказанных подрядчиком услуг (без учета проводок по формированию финансового результата):
на день приемки ремонтных работ:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 60 (76)
- приняты работы по ремонту арендованного имущества;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен предъявленный подрядчиком НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- отражен налоговый вычет по НДС;
на день отгрузки товаров:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена выручка от реализации товаров;
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- исчислен НДС с отгрузки;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 (43)
- списана себестоимость отгруженного товара;
на день уведомления подрядчика:
Дебет 60 (76) Кредит 62
- произведен зачет взаимных обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

1 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики