Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
05.03.2018
- Можно ли федеральному бюджетному учреждению осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ за счет средств от предпринимательской деятельности со 100-процентной предоплатой?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что до официальных разъяснений по вопросу применения ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ федеральному бюджетному учреждению при заключении в 2018 году договоров за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные п.п. 18-20 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Это касается и условий о порядке оплаты: если иное не предусмотрено правовыми актами, в договоре, заключенном в том числе бюджетным учреждением, может быть предусмотрено условие о предварительной оплате (в том числе в полном объеме).
Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Такие ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. На федеральном уровне соответствующие ограничения в 2018 году предусмотрены п.п. 18-20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 (далее - Постановление N 1496).
Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Поэтому вышеуказанные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них ранее не распространялись, а единых общих норм, ограничивавших право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финобеспечения, не существовало.
Однако Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ) дополнена частью 16.1, согласно которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Аналогичные требования введены этим же законом в отношении автономных учреждений (пп. "в" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2017 N 347-ФЗ).
Как видим, в упомянутой норме речь идет не только о контрактах, но и о договорах, заключенных бюджетными учреждениями. Более того, ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не указывает ни на то, что предусмотренные ею ограничения распространяются только на закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями за счет средств субсидий, или, например, только на закупки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В связи с этим отметим, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, любой договор, заключенный бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ, именуется контрактом*(1). Терминология, используемая в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ), предполагает, что бюджетные учреждения заключают договоры, а не контракты.
Формально из вышеизложенного, на наш взгляд, следует, что оснований для того, чтобы не распространять требование, предусмотренное ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, на договоры, заключаемые бюджетными учреждениями в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеется. Косвенно эта позиция может быть обоснована следующим. Автономные учреждения преимущественно при осуществлении закупок руководствуются требованиям Закона N 223-ФЗ и утвержденным положением о закупках и лишь в исключительных случаях - требованиями Закона N 44-ФЗ (подробнее смотрите письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-08/68298, от 29.12.2014 N 02-02-04/68092, от 13.08.2014 N 02-02-04/40572). При этом по общему правилу автономные учреждения обязаны осуществлять закупки, руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, независимо от того, за счет каких средств осуществляются закупки (п. 4 письма ФАС от 24.12.2012 N ИА/44025/12 "О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Однако, как отмечено выше, Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ в отношении автономных учреждений установлены те же ограничения, что и для бюджетных учреждений.
Учитывая изложенное, полагаем, что, ограничивая право бюджетных и автономных учреждений на перечисление авансов, законодатель установил указанные ограничения не только в отношении контрактов, заключаемых такими учреждениями в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, но и договоров, заключаемых в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
При этом, так как в соответствии с требованиями ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с требованиям Закона N 223-ФЗ только в случаях, упомянутых в ч. 2 данной статьи (в частности, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности), а закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, в любом случае осуществляются таким учреждением в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 15 данного закона), если предположить, что в ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ речь идет исключительно о контрактах, заключаемых за счет средств субсидий, сама по себе формулировка "при заключении контрактов (договоров)" представляется неудачной.
В связи с этим отметим, что в тексте пояснительной записки к проекту Федерального закона от 27.11.2017. N 347-ФЗ указано, что данным проектом внесены изменения, предусматривающие ограничения авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, исполнение которых осуществляется за счет средств, поступающих бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с законодательством РФ, в целях повышения эффективности использования средств бюджетными и автономными учреждениями. Указаний на то, что под такими средствами понимаются лишь средства, поступающие из соответствующего бюджета, пояснительная записка не содержит.
Безусловно, нельзя не отметить, что ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ следует по тексту указанного закона после ч. 15 и 16, касающихся расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых, являются средства субсидий. Поэтому мы не можем исключить, что, формулируя текст ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, законодатель исходил из необходимости ограничения авансирования именно контрактов, заключенных за счет средств субсидий. Однако, учитывая все вышеизложенное, а также то, что в ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ прямого указания на источник финансирования контрактов (договоров) нет, полагаем, что до появления официальных разъяснений по данному вопросу федеральному бюджетному учреждению целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные п.п. 18-20 Постановления N 1496, в том числе при заключении договоров за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
Ответ прошел контроль качества
16 февраля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом положений, требующих именовать соглашение, заключаемое в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, именно "государственным контрактом", "муниципальным контрактом", "контрактом" либо "договором", этот закон не содержит, поэтому то обстоятельство, будет ли такое соглашение поименовано контрактом или договором, не имеет юридического значения.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним