Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

20.02.2012
ВОПРОС:
Работодатель планирует принять на работу гражданина Кыргызстана, имеющего разрешение на временное проживание. Разрешение на работу у него имеется (он получал его сам).
Какие еще документы гражданин Кыргызстана должен предоставить для оформления на работу? Какие документы должна оформить кадровая служба?
ОТВЕТ:

Правовое положение иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
На основании п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в РФ при наличии разрешения на работу, за исключением категорий, указанных в подпунктах 1-9.
Согласно п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы.
В соответствии с соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30.11.2000) граждане Республики Кыргызстан имеют право въезжать на территорию РФ без оформления визы.
Поэтому для трудоустройства гражданина Кыргызской Республики работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.07.2010 N 564н.
В силу части пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора").
Помимо разрешения на работу иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ. Однако необходимо учитывать следующие особенности.
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Гражданин Кыргызской Республики должен представить документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. Трудовая книжка. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Киргизская Республика входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1).
3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) временно проживающие на территории РФ иностранные граждане являются застрахованными. Следовательно, такой иностранец должен предъявить работодателю свидетельство государственного пенсионного страхования. Если же трудовой договор на территории Российской Федерации с ним заключается впервые, то свидетельство оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ).
4. Документы воинского учета. При приеме на работу документы воинского учета иностранными гражданами не представляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
5. При необходимости предъявляются документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, сторонами которого являются, в том числе Россия и Кыргызская Республика, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.
6. Если гражданин поступает на работу, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке, установленном Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (Приложение к приказу МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).
Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о предоставлении дополнительных документов, иностранец должен предоставить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами. Работодатель заключает с иностранцем трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), оформляется приказ о приеме на работу (часть первая ст. 68 ТК РФ).
Поскольку согласно части первой ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается только в случаях, прямо указанных в этой статье или иных статьях ТК РФ, либо в иных федеральных законах, и ни ТК РФ, ни иные нормативные акты, в том числе регулирующие правовой статус иностранных граждан, не предусматривают необходимости заключения с иностранными гражданами трудового договора на определенный срок, то, по нашему мнению, с принимаемыми на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства необходимо заключать бессрочные трудовые договоры, за исключением тех случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена ст. 59 ТК РФ (например, срочный трудовой договор может быть заключен для выполнения сезонных работ).
По истечении срока действия разрешения на работу трудовой договор расторгается на основании п. 9 части первой ст. 83 ТК РФ (истечение срока действия специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору). Трудовой договор должен быть расторгнут в последний день срока действия разрешения на работу.
В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель, заключивший с иностранным работником новый трудовой договор, обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения нового трудового договора. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны уведомлять орган ФМС России и орган занятости населения в субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров (а также гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Уведомление должно быть подано в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска (п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС от 28.06.2010 N 147). Соответствующие формы уведомлений также утверждены данным приказом (приложение N 5).
Вместе с тем под иностранным работником понимается временно пребывающий в РФ иностранный гражданин (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, работодатель не должен подавать указанные выше уведомления в отношении временно проживающих и постоянно проживающих. Однако в отсутствие официальных разъяснений неизвестно, как трактуются нормы пп. 4 п. 8 ст. 18 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ указанными в них органами. Во избежание претензий рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в соответствующие органы или все же уведомить их о привлечении к трудовой деятельности таких иностранных граждан.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ельчанинов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

2 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики