Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

14.03.2018
ВОПРОС:
Водоканал выставил организации счет за услуги водоотведения за три года, хотя договорных отношений с Водоканалом у организации нет (все эти годы Водоканал не инициировал заключение договора). Расчет составлен по сечению трубы согласно Правилам пользования коммунальным водопроводом и канализацией Министерство ЖКХ РФ от 12.02.1999 N 167, постановлению Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 и Правилам организации коммерческого учета воды и сточных вод от 29.07.2013 N 664. Вправе ли Водоканал требовать с организации плату за водоотведение при фактически сложившихся отношениях, если с инициативой о заключении договора Водоканал к организации не обращался?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие письменного договора само по себе не освобождает организацию от обязанности по оплате фактически оказанных услуг по водоотведению.

Обоснование вывода:
С точки зрения гражданского законодательства договоры на оказание коммунальных услуг являются видом договора купли-продажи "Энергоснабжение" и в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 539, ст. 548 Гражданского кодекса РФ регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а также нормативными правовыми актами в соответствующей сфере (в данном случае - водоснабжения), в частности Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" и принятыми в соответствии с ним Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила).
Согласно п. 8 Правил основанием для заключения договора водоотведения (или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) является либо заявка абонента на заключение такого договора, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок заключения договора водоотведения урегулирован разделом II Правил.
Между тем в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Это правило конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере водоснабжения. Так, подпунктом "а" п. 17 Правил холодного водоснабжения предусмотрено, что к заявке абонента, которая является основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Аналогичное требование предусмотрено пп. "б" п. 8 Правил горячего водоснабжения.
Как определено п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсюда можно сделать вывод, что обязанность по оплате энергоснабжающей организации соответствующих ресурсов (например воды) должна возникать у лица, которое является собственником или иным законным владельцем энергопринимающего устройства, надлежащим образом присоединенного к сетям такой организации, с использованием которого оно потребляет коммунальные ресурсы, поставляемые такой организацией. Причем возникновение соответствующей обязанности обусловлено фактическим потреблением таких ресурсов, вне зависимости от того, заключен ли между сторонами договор энергоснабжения (теплоснабжения, горячего или холодного водоснабжения, водоотведения и т.д.) как отдельный документ.
В судебной практике подчеркивается, что статусом абонента в смысле ст. 539 ГК РФ обладает лицо, владеющее энергопринимающим устройством, которое в силу положений ст. 544 ГК РФ обязано производить оплату за потребленный ресурс (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2012 N Ф02-5478/12). Суды указывают также, что фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2010 по делу N А10-1328/2010, Восьмого ААС от 03.04.2012 N 08АП-603/12).
С учетом изложенного само по себе отсутствие письменного договора не освобождает потребителя услуг по водоотведению от обязанности по их оплате в размере фактически оказанных услуг (смотрите также п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения"). Однако подчеркнем, что окончательное решение по вопросу о взыскании оплаты (в том числе в части определения ее размера) за фактически потребленные коммунальные услуги в каждой конкретной ситуации может быть принято только судом - исходя из обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2018 г.

 

Все консультации данной рубрики