Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

15.03.2018
ВОПРОС:
Организация периодически направляет сотрудников в заграничные командировки, для чего требуется оформление соответствующих виз. Саму стоимость виз организация учитывает на счете 97 "Расходы будущих периодов", постепенно списывая в течение срока действия визы. При этом в учетной политике организации ничего не говорится о методах учета расходов на оплату виз.
Учитывать ли в составе расходов будущих периодов (счет 97) командировочные расходы (суточные, средний заработок за время командировки, сопутствующие зарплатные налоги и сборы, а/билет, гостиница и прочие) одного сотрудника в Москву с целью получения виз для нескольких сотрудников организации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации мы не видим оснований для отнесения к расходам будущих периодов командировочных расходов, связанных с поездкой сотрудника в Москву.

Обоснование вывода:
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 166 ТК РФ). В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение), которое определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории РФ, так и на территории иностранных государств (п. 1 Положения).
Особенности направления работников в служебные командировки на территории иностранных государств содержатся в п.п. 20-23 Положения. Согласно п. 23 Положения командированному на территорию иностранного государства работнику дополнительно возмещаются, в частности, расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов.
Следовательно, расходы на оформление виз для сотрудников должны производиться за счет Организации.
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
В силу положений п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 расходы на служебные командировки, связанные с основным видом деятельности организации, являются для организации расходами по обычным видам деятельности. Расходы в бухгалтерском учете подлежат признанию в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и независимо от намерения получить выручку или иные доходы (п.п. 17, 18 ПБУ 10/99).
Полагаем, что в силу положений п. 16 ПБУ 10/99 расходы на командировки, в том числе и расходы на оформление виз, следует учитывать на дату утверждения авансового отчета, так как только после такого утверждения будет подтвержден производственный характер расходов. Так же признаются расходы на командировки для целей налогообложения прибыли (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28117).
В анализируемой ситуации служебная командировка сотрудника Организации в Москву связано с управленческими нуждами Организации - оформлением виз для последующих командировок других сотрудников за границу. Отсюда вытекает производственный характер расходов на данную командировку.
Поэтому, учитывая положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), рассматриваемые командировочные расходы следует отражать записью по дебету счетов учета затрат или расходов на продажу (20, 26, 44) и кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Мы не видим оснований для отнесения к расходам будущих периодов командировочных расходов, связанных с поездкой сотрудника в Москву.
Более того, неоднозначной представляется ситуация с применением счета 97 "Расходы будущих периодов" для отражения расходов непосредственно на оформление виз.
Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), в редакции, действующей с 2011 года, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Таким образом, приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н из п. 65 Положения N 34н исключено правило о том, что затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует однозначно признавать расходами будущих периодов.
Исходя из прямого прочтения п. 65 Положения N 34н, в составе расходов будущих периодов учитываются только те расходы, которые поименованы в качестве расходов будущих периодов в каком-либо бухгалтерском стандарте (ПБУ). Если какие-либо ПБУ не обязывают считать затраты расходами будущих периодов или не устанавливают особый порядок их списания в расходы, Организация вправе признавать эти затраты единовременно. Вместе с тем п. 65 Положения N 34н также не запрещает определять затраты как расходы будущих периодов, если, по мнению Организации, такие затраты связаны с получением дохода в будущем.
Счет 97 "Расходы будущих периодов" в силу положений Инструкции предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В то же время, учитывая разнообразные цели командировок, непредсказуемость их дат и, как следствие, невозможность обоснованного распределения расходов, полагаем, что основания для использования этого счета в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
В то же время в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.
Следовательно, Организация имеет основания как признавать расходы на оформление виз единовременно, так и распределять их между несколькими отчетными периодами, при наличии обоснованной базы для такого распределения.
Порядок признания указанных расходов Организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

К сведению:
В целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, которые могут включать в себя в том числе расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2012 N 16-15/092144@).
Датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 03.06.2014 N 03-03-РЗ/1/26511, от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51808, от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28117, ФНС России от 25.11.2012 N ЕД-4-3/19756).

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет компенсации иных расходов в командировках.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

19 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики