Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

20.03.2018
ВОПРОС:
Налоговый орган истребует от организаций и физических лиц документацию в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Также требует явиться в качестве свидетелей. Организации и физические лица в данном налоговом органе на учете не состоят.
Обязаны ли налогоплательщики представлять документацию в тот налоговый орган, в котором не состоят на учете? Должны ли заинтересованные в получении документов и пояснений налоговые органы направлять требование опросить или запросить документы в те налоговые органы, в которых стоят на учете физические и юридические лица?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) от налогового органа не по месту своего учета, вправе его не исполнять. Заинтересованный в получении документов (информации) налоговый орган обязан направить поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация).
Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в вызвавший его налоговый орган. При этом заинтересованный налоговый орган не обязан обращаться в налоговый орган по месту учета свидетеля. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган. В других случаях возможность получения показателей свидетеля по месту его пребывания определяется по усмотрению должностного лица налогового органа.

Обоснование вывода:

Требование о представлении документов

Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах (в частности, ст. 93.1 НК РФ) от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-02-07/1/58461, смотрите также письмо Минфина России от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610).
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
При этом п. 2 ст. 93.1 НК РФ также предусмотрено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Далее, в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
В свою очередь, на основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Из смысла п.п. 4 и 5 ст. 93.1 НК РФ следует, что обязанность по представлению соответствующих документов (информации) возлагается на лицо, получившее требование о представлении таких документов (информации) в установленном ст. 93.1 НК РФ порядке от налогового органа по месту учета данного лица (письма Минфина России от 19.04.2007 N 03-02-07/1-190, от 29.03.2007 N 03-02-07/1-146, УФНС России по г. Москве от 04.07.2007 N 20-12/063378, смотрите также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2011 N Ф04-6792/11 по делу N А81-789/2011, от 02.12.2011 N Ф04-5983/11 по делу N А81-821/2011).
Следовательно, требование о представлении документов (информации) должно быть направлено налоговым органом по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация).
Необходимость получения каких-либо документов (информации) для проведения мероприятий налогового контроля требует от налоговых органов строгого соблюдения порядка получения данных документов или информации; налогоплательщик не вправе уклониться от исполнения этой обязанности при соблюдении налоговым органом предусмотренных законодательством требований; налоговый орган не вправе самостоятельно определять порядок направления требования о представлении документов (информации), поскольку данный порядок строго регламентирован законодательством о налогах и сборах РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 N 09АП-22838/2009 (оставлено без изменений постановлением ФАС Московского округа от 27.02.2010 N КА-А40/1305-10 по делу N А40-84181/09-118-680)).
Требование налогового органа о представлении документов (информации) правомерно только при условии соблюдения соответствующей процедуры, установленной ст. 93.1 НК РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 N 09АП-18461/12 (оставлено без изменений постановлением ФАС Московского округа от 22.10.2012 N Ф05-11919/12 по делу N А40-12963/2012)).
Налоговый орган, в котором лицо, у которого истребуются документы (информация), на учете не состоит, не вправе направлять требования о представлении документов (информации) напрямую этому лицу (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 N 17АП-15885/13 (оставлено без изменений постановлением ФАС Уральского округа от 14.05.2014 N Ф09-2200/14 по делу N А60-27805/2013)).
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Таким образом, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) от налогового органа не по месту своего учета, вправе его не исполнять. Заинтересованный в получении документов (информации) налоговый орган обязан направить поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация).

Вызов в качестве свидетеля

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ). Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 90 НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Порядок истребования информации, установленный ст. 93.1 НК РФ, не применяется при вызове налоговым органом свидетелей (письмо Минфина России от 13.05.2011 N 03-02-08/55). При этом свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (п. 1 ст. 131 НК РФ).
НК не содержит указаний на то, что допрос свидетеля должен проводиться только налоговым органом по месту его учета.
Следовательно, лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в вызвавший его налоговый орган. При этом заинтересованный налоговый орган не обязан обращаться в налоговый орган по месту учета свидетеля. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган. В других случаях возможность получения показателей свидетеля по месту его пребывания определяется по усмотрению должностного лица налогового органа.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей (ст. 128 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Какой налоговый орган вправе запрашивать информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ;
- Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при осуществлении мероприятий налогового контроля;
- Энциклопедия решений. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

2 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики