Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.02.2012
ВОПРОС:
Имеет ли право государственное (муниципальное) учреждение передать ведение бухгалтерского учета специализированной или коммерческой организации?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 129-ФЗ) руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
В свою очередь, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), предусмотрено право руководителя учреждения передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
Вместе с тем при принятии данного решения руководителям учреждений следует учитывать особенности правового положения конкретного учреждения.
Напомним, что согласно абзацу второму п. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
При этом казенные учреждения и бюджетные учреждения, отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, находятся в статусе получателей бюджетных средств (ст. 6 БК РФ, ч. 19 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
В соответствии со ст. 162 БК РФ одним из полномочий получателя бюджетных средств является ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).
Таким образом, учреждения, находящиеся в статусе получателя бюджетных средств, имеют право передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности исключительно иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) на безвозмездной основе. При этом "высвобождающиеся" объемы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) должны быть перераспределены в установленном порядке.
В отношении автономных учреждений и бюджетных учреждения "нового типа" таких ограничений не установлено. Они вправе передать ведение учета и составление отчетности как иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), так и любой другой организации, в том числе и на платной основе.
Обоснованность применения подобного подхода подтверждается разъяснениями уполномоченных должностных лиц*(1).
В заключение отметим, что ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное представление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

3 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- Вопрос: Имеет ли право государственное бюджетное учреждение, находящееся в ведении субъекта РФ, передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другой организации? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2011 г.);
- Вопрос: В связи с реализацией положений Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (п. 2 ст. 120 ГК РФ). В соответствии со статьей 9.2. Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения... ("Бюджетный учет", N 7, июль 2011 г.).

 

Все консультации данной рубрики