Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.03.2018
ВОПРОС:
Согласно уставной деятельности государственное учреждение (является физкультурно-спортивной организацией) обязано осуществлять медико-биологическое обеспечение спортсменов. Лицензия на соответствующий вид деятельности не получена, оборудованного кабинета для хранения и выдачи лекарственных средств также не имеется. Тем не менее в ближайшее время необходимо осуществить закупку лекарственных средств для выдачи спортсменам. Спортивный врач, осуществляющий назначение средств, в штате у учреждения имеется.
Вправе ли государственное учреждение, обязанное осуществлять медико-биологическое обеспечение спортсменов (обеспечение лекарственными средствами, препаратами, медицинскими изделиями и пр.), в отсутствие соответствующих лицензий, а также определенных условий для осуществления такой деятельности (например, отсутствуют места хранения лекарственных препаратов) закупать соответствующие товары? Какими способами можно осуществлять такие закупки?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Само по себе отсутствие у учреждения лицензий, необходимых для осуществления определенных видов фармацевтической деятельности, а также специальных условий для хранения лекарственных препаратов и средств не является препятствием для осуществления закупки.
Такая закупка может осуществляться либо у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, либо на электронном аукционе.

Обоснование вывода:
1. Оптовая торговля, хранение и отпуск лекарственных средств для медицинского применения, а также хранение лекарственных препаратов для медицинского применения представляют собой виды фармацевтической деятельности, на осуществление которых необходима лицензия (п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Осуществление вышеуказанных видов деятельности лицом, не имеющим соответствующей лицензии, является нарушением законодательства (ч. 2 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ). Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств, в частности нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, также влечет административную ответственность (ст. 14.4.2 КоАП РФ).
В то же время на практике медицинские учреждения, не имеющие лицензии на хранение лекарственных средств, но использующие указанные средства при осуществлении медицинской деятельности, заключают с лицами, имеющими такую лицензию, договоры хранения указанных препаратов (смотрите, например, решение Сахалинского областного суда от 04.04.2014 по делу N 71-27/2014, решение Челябинского областного суда от 15.08.2013 по делу N 7-666/2013).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся осуществления закупки: выбор способа определения контрагента, порядок проведения конкурентных процедур определения контрагента, требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки, к товарам, работам, услугам, отклонение заявок, порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов и т.п. Предъявляя единые требования к участникам закупки (ст. 31 Закона N 44-ФЗ), одним из которых является соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), требований, которым должен отвечать заказчик для совершения той или иной закупки, этот закон не устанавливает. Сказанное в равной степени относится и к требованию о наличии у заказчика лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности для осуществления необходимой закупки.
Соответственно, сам по себе факт отсутствия у заказчика - медицинского учреждения лицензии на осуществление соответствующего вида фармацевтической деятельности, специально оборудованных помещения для хранения лекарственных средств, препаратов не является препятствием для осуществления закупки таких средств.
2. В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчики используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент), при этом они не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Способ определения поставщика выбирается заказчиком на основании положений главы 3 Закона N 44-ФЗ.
Закупка у единственного контрагента допускается в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Один из таких случаев предусмотрен п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, позволяющим осуществить закупку у единственного поставщика лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения одному пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, на сумму, не превышающую 200 тысяч рублей, при соблюдении требований указанной нормы (смотрите о применения данной нормы разъяснения в письме Минфина России от 19.09.2017 N 24-02-05/60411). Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о необходимости закупки лекарственных препаратов не для одного пациента по решению врачебной комиссии, но для медико-биологического обеспечения группы спортсменов, очевидно, что закупка лекарственных средств на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в данном случае осуществлена быть не может.
Системный анализ ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закупки у единственного контрагента требуется наличие специального основания - особенности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулирование какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. (сказанное в равной степени относится и к названному п. 28 указанной нормы). И только п. 4 и п. 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. В рассматриваемом случае заказчик, являясь физкультурно-спортивной организацией, на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей*(1).
Во всех остальных случаях заказчик должен использовать конкурентные способы закупки. В силу ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ приоритетным способом закупки является открытый конкурс, который применяется во всех случаях, за исключением предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, заказчик обязан проводить электронный аукцион. На федеральном уровне в настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, в который включены средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях (код по 21 Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)).
Следовательно, если у заказчика отсутствуют основания для закупки лекарственных средств, препаратов, изделий медицинского назначения у единственного поставщика, осуществить необходимую закупку заказчик должен посредством электронного аукциона.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

27 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос о правомерности заключения таким заказчиком контракта также на сумму до 100 тыс. руб. на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ рассмотрен подробно в ответе на Вопрос: Может ли заказчик, которому предоставлено право осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. в соответствии с п. 5 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", дополнительно осуществлять закупки на сумму до 100 тыс. руб. согласно п. 4 части 1 ст. 93 данного закона? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.).

 

Все консультации данной рубрики