Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.04.2018
ВОПРОС:
Обязано ли Федеральное государственное бюджетное научное учреждение уплачивать госпошлину за внесение изменений в свидетельство о регистрации права, в связи с изменением в графе "субъект права" и за регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к этому учреждению, за внесение изменений в свидетельство о регистрации права? Уплачивается ли госпошлина за регистрацию объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве оперативного управления за обособленными структурными подразделениями (несколько институтов), которые присоединились к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. За регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению, уплачивать госпошлину не нужно.
2. В настоящее время государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется не свидетельством о государственной регистрации права, а выпиской из ЕГРН.
3. Сведения об изменении наименования юридического лица, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, подлежат внесению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании сведений, предоставленных ФНС. Учреждение по собственной инициативе может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРН без уплаты госпошлины.

Обоснование вывода:
1. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
Переход права оперативного управления на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)*(1)).
В силу пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, государственная пошлина не уплачивается.
Таким образом, за регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению, уплачивать госпошлину не нужно.
2. Отметим, что с 15 июля 2016 г. (с даты вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется не свидетельством о государственной регистрации права, а исключительно выпиской из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ). Форма выписки, состав включаемых в нее сведений, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со ст. 62 Закона N 218-ФЗ (приказы Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 N 968, от 20.06.2016 N 378 и от 25.12.2015 N 975).
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Изменение наименования юридического лица не влечет возникновения, изменения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество и, следовательно, необходимость осуществления государственной регистрации права.
Вместе с тем реестр прав на недвижимость содержит сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости (п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона N 218-ФЗ). Внесение дополнительных сведений в ЕГРН (после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости) осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в уведомительном порядке (ст. 13 Закона N 218-ФЗ).
Однако, как следует из положений ст.ст. 35-38 Закона N 218-ФЗ, внесение изменений в ЕГРН в уведомительном порядке возможно только в случаях, предусмотренных в указанных статьях. Изменение сведений о наименовании юридического лица - правообладателя недвижимости к таким случаям не относится.
В отношении сведений, указанных в ст. 32 Закона N 218-ФЗ, предусмотрена обязанность направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В частности, ч. 9 этой статьи предусмотрено, что Федеральная налоговая служба в случае внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения изменений направляет в орган регистрации прав соответствующие сведения. При информационном взаимодействии данные сведения предоставляются органу регистрации прав в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия без направления дополнительных запросов (п. 27 постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, письмо Федеральной налоговой службы от 14.07.2017 N ГД-4-14/13762). За непредставление указанных документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ч. 21 ст. 32 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ сведения об изменении наименования юридического лица, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости (здания, помещения и земельные участки), подлежат внесению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании сведений, предоставленных ФНС.
Учреждение может на основании ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ в порядке, установленном для представления заявления на государственную регистрацию прав, по собственной инициативе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРН. Форма соответствующего заявления и требования к ее заполнению утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 (приложение N 2 к указанному приказу). В течение трех рабочих дней со дня получения заявления орган регистрации прав самостоятельно запросит необходимые сведения в ФНС, после чего принимает решение о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН (ч.ч. 2-5 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для организаций предусмотрена госпошлина в размере 1000 рублей. При этом госпошлина за внесение изменений в реестр прав на недвижимое имущество не уплачивается в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). Под законодательством РФ подразумеваются федеральные законы. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы органов исполнительной власти и т.п. нормативные правовые акты не являются законодательством РФ. Таким образом, пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ может применяться, если изменение наименования учреждения явилось следствием изменения федеральных законов.
Однако при подаче заявления по форме, приведенной в приложении 2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, по мнению судов, госпошлина взиматься не должна (решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2017 N А82-4221/2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

15 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу ч. 2 ст. 19 Закона N 218-ФЗ орган госвласти в случае, если право возникает на основании акта органа госвласти либо сделки с органом госвласти, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о госрегистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона N 218-ФЗ. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о госрегистрации соответствующих права, на недвижимое имущество и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе (ст. 33 Закона N 218-ФЗ). Из буквального толкования ч. 2 ст. 19 Закона N 218-ФЗ следует, что именно орган госвласти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за госрегистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются органы государственной власти при их обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ может применяться именно в случае обращения органа госвласти за совершением действий по регистрации права на недвижимое имущество, плательщиком госпошлины за которые он должен выступать (решение Арбитражного суда Приморского края от 25.09.2017 N А51-13350/2017, постановление Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7060/17, постановление Второго ААС от 28.12.2017 N 02АП-8684/17).

 

Все консультации данной рубрики