Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.04.2018
ВОПРОС:
Учреждению необходимо приобрести оборудование, предусмотренное проектно-сметной документацией (далее - ПСД), прошедшей государственную экспертизу, то есть необходимо заключить контракт на поставку оборудования, необходимого для выполнения работ по реконструкции театра. Оборудование подпадает под ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968.
Правомерны ли при формировании закупки действия заказчика по указанию торговой марки и ссылки на эквивалент?
В случае наличия ограничения о запрете допуска товаров иностранного происхождения, указанного в ПСД, каким образом формировать закупку, если товар подпадает под запрет?
В случае поставки эквивалентного товара, не предусмотренного ПСД, обязан ли заказчик вносить изменения в ПСД?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации указание в документации о закупке товарных знаков должно сопровождаться словами "или эквивалент". Исключение составляют случаи несовместимости приобретаемого оборудования, маркированного иными товарными знаками, с товарами (оборудованием), используемыми заказчиком, в целях необходимости обеспечения взаимодействия приобретаемого оборудования с товарами, используемыми заказчиком, а также закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Независимо от факта указания в проектной документации оборудования, маркированного определенными товарными знаками, если закупаемое заказчиком оборудование включено в Перечень, утвержденный Постановлением N 968, при осуществлении закупки заказчик обязан руководствоваться требованиями указанного постановления.

Обоснование позиции:
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков*(1), знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, по общему правилу, указание в документации о закупке товарных знаков (торговых марок) должно сопровождаться словами "или эквивалент". Исключение составляют случаи:
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Каких-либо исключений из этого правила для случаев закупки материалов и оборудования, указанных в проектно-сметной документации (далее - ПСД), Закон N 44-ФЗ не устанавливает.
Соответственно, если в приведенной ситуации закупка оборудования не относится к указанным выше исключениям, то факт индивидуализации оборудования в ПСД конкретными товарными знаками не освобождает заказчика от обязанности сопровождать упоминание таких товарных знаков в документации о закупке словами "или эквивалент". Аналогичный подход представлен и в правоприменительной практике контролирующих органов (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 10.11.2017 N 03-10.1/295-201, решение УФАС по Свердловской области от 18.08.2017 N 1328-3).
При этом доводы заказчиков об отсутствии необходимости указания в документации о закупке товарных знаков с сопровождением словами "или эквивалент" по причине невозможности использования не тех материалов, которые указаны в проектной документации, признаются необоснованными, так как законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в проектную документацию, что исключает в подобных случаях нарушение требований ГрК РФ (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 N 09АП-51592/14, решение УФАС по Кировской области N 153/03-16-3 (опубликовано 16 июня 2016 г.)).
2. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Так, ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее - Постановление N 968).
Как следует из указанного постановления, установление ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, обусловлено фактом включения тех или иных товаров в утвержденный Постановлением N 968 перечень (далее - Перечень). Соответственно, если в данном случае закупаемое заказчиком оборудование включено в Перечень, учитывая возможность поставки эквивалентного товара, сам по себе факт указания в ПСД оборудования, маркированного конкретными товарными знаками, значения не имеет и не исключает обязанности заказчика руководствоваться требованиями Постановления N 968.
Особо отметим, что, на наш взгляд, ограничения, установленные Постановлением N 968, не применяются при закупке строительных работ с использованием товаров, относящихся к видам радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень (то есть, когда объектом закупки являются именно работы*(2). Однако, так как в данном случае закупка оборудования производится на основании отдельного контракта (договора поставки), заказчик обязан учитывать ограничения, установленные Постановлением N 968.
Суть установленных Постановлением N 968 ограничений заключается в том, что заказчик при рассмотрении заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень, отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории РФ;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Перечень документов, подтверждающих признание отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории РФ, предусмотрен п. 7 Постановления N 968.
При этом, как следует из п. 5 Постановления N 968, для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в Перечень и не включенные в него. Соответственно, если в приведенной ситуации часть приобретаемого заказчиком оборудования, не включена в Перечень, заказчик не вправе объединить в один объект закупки оборудование, включенное и не включенное в Перечень, указанные закупки должны осуществляться заказчиком отдельно (смотрите, например, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 23.08.2017 N 06/9440, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 27.11.2017 N 06-1293/17т).
Отметим, если в приведенной ситуации закупка оборудования подпадает под исключения, позволяющие указывать в документации о закупке конкретные товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент" и объектом закупки является оборудование, происходящее из иностранных государств, которое не производится на территории Российской Федерации, на наш взгляд, ограничения, установленные Постановлением N 968 применяться не должны.

К сведению:
Отметим, что по смыслу положений п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, должна быть направлена на повторную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и может быть направлена на повторную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Соответственно, несмотря на факт получения положительного заключения государственной экспертизы, проектная документация может быть изменена.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что понятие "торговая марка" в законодательстве РФ отсутствует. Являясь калькой с англоязычного термина "trademark", это понятие в зависимости от конкретных обстоятельств может восприниматься как синонимичное понятию "товарный знак". Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Чем отличается товарный знак от торговой марки (правовое обоснование различий)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)
*(2) Смотрите Вопрос: Заказчик планирует осуществить закупку работ по комплексному ремонту актового зала (ОКПД 43.39.19.190) с использованием товаров. Следует ли заказчику устанавливать запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", учитывая, что закупаются работы по комплексному ремонту с использованием товаров, а не поставка данных товаров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2017 г.).

 

Все консультации данной рубрики