Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.02.2012
- На каком основании казенному учреждению разрешается оплачивать в текущем году кредиторскую задолженность, образовавшуюся за прошлый год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с действующим бюджетным законодательством казенное учреждение имеет право направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств в порядке, определенном главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
"Субсидиарная" ответственность означает "дополнительная". В силу общих положений о субсидиарной ответственности, приведенных в п. 1 ст. 399 ГК РФ, до предъявления требований к собственнику имущества кредитор должен предъявить требование к учреждению. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 4 постановления от 22.06.2006 N 21, особенность рассматриваемых правоотношений в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. При этом в рамках исполнения судебного акта взыскание обращается сначала на денежные средства, находящиеся в распоряжении получателя бюджетных средств, и только в случае их недостаточности - на денежные средства собственника имущества.
Субсидиарную ответственность на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам получателя средств федерального бюджета несет соответствующий орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (п. 10 ст. 242.3 БК РФ).
При ликвидации учреждения кредиторы вправе обратиться в суд с иском к собственнику имущества, если у учреждения недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
Таким образом, кредиторская задолженность по оплате товаров (работ, услуг), которая возникла у казенного учреждения на законных основаниях, в соответствии с гражданским законодательством в любом случае должна быть погашена самой организацией или собственником ее имущества в пределах сроков исковой давности. Иными словами, являясь получателем бюджетных средств, казенное учреждение не освобождается от обязательств по договору, стороной которого она является, возникших в предыдущие годы.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется также в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 219 БК РФ).
Специалисты Федерального казначейства подчеркивают, что БК РФ не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (смотрите письмо Федерального казначейства от 21.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-257).
Таким образом, в соответствии с действующим бюджетным законодательством получатель бюджетных средств имеет право направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств (смотрите письма Минфина России от 20.12.2000 N 03-01-12/18-494, от 17.07.2001 N 3-01-12/12-252, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2010 N Ф07-11678/2010 по делу N А42-11480/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2004 N А74-2151/03-К2-Ф02-1275/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2005 N А29-4790/2004а, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 N 16АП-2489/09).
Данные положения регулярно находят отражение и в нормативных документах различных публично-правовых образований*(1).
И если ранее еще могла идти речь о погашении кредиторской задолженности прошлых лет учреждением - получателем бюджетных средств за счет иного источника - средств от приносящей доход деятельности, то в отношении казенных учреждений в настоящее время данный подход утратил актуальность, так как иного источника оплаты обязательств, кроме бюджетных средств, у казенного учреждения просто нет.
До оплаты денежных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством учреждением должны быть приняты соответствующие бюджетные обязательства. Специалисты Минфина России приводят следующий порядок принятия и регистрации бюджетных обязательств в части кредиторской задолженности прошлых лет*(2).
1. Данные бюджетные обязательства могут быть зарегистрированы в текущем году только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных с правом погашения кредиторской задолженности, возникшей в прошлые периоды (погашение кредиторской задолженности должно быть предусмотрено бюджетом публично-правового образования).
2. Перерегистрация бюджетных обязательств должна производиться на основании решения главного распорядителя бюджетных средств.
3. Обязательство регистрируется как обязательство текущего года в пределах доведенных лимитов текущего года.
Обратите внимание, что погашение задолженности прошлого года за счет лимитов текущего года без согласования с главным распорядителем бюджетных средств и иными уполномоченными органами в отдельных случаях рассматривается судами в качестве достаточного основания для квалификации данных операций в качестве нецелевого использования бюджетных средств (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А42-11480/2009).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
7 февраля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- "Порядок...", утвержденный приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 15.09.2003 N 21-51-190;
- "Порядок...", утвержденный постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.02.2007 N 43-П;
- "Порядок...", утвержденный постановлением Администрации г. Ачинска Красноярского края от 21.02.2011 N 038-П.
*(2) "Учет, отчетность и контроль" (С.В. Сивец, "Бюджетный учет", N 12, декабрь 2009 г.).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним