Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.04.2018
ВОПРОС:
Государственное бюджетное учреждение указывает в платежном поручении (ф. 0401060) конкретного контрагента, договор и вид услуги. Оплата осуществляется за счет КФО "2".
Является ли нарушением отражение в бухгалтерском учете закрытия задолженности по данному контрагенту, но по другому договору, по другой хозяйственной операции, отражаемым по тому же виду расходов, но по другой подстатье КОСГУ (например, по 226 и 340)? Обязательно ли ведение учета расчетов с контрагентами в разрезе договоров?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если назначение платежа в первичном документе, на основании которого отражено выбытие денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения, не соответствует экономическому содержанию операции, отраженной на основании указанного первичного документа в бухгалтерском учете, не исключены риски возникновения разногласий с органами государственного финансового контроля по нарушению требований к бухгалтерскому учету и отчетности.
Аналитический учет принятых обязательств и денежных обязательств на счетах санкционирования расходов должен быть организован учреждением в разрезе документов, являющихся основанием для принятия указанных обязательств.

Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н, п. 20 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы...", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
В соответствии с п. 153 Инструкции N 157н учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов, приложенных к выпискам с соответствующих счетов*(1). В случае, если назначение платежа в первичном документе, на основании которого отражено выбытие денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения, не соответствует экономическому содержанию операции, отраженной на основании указанного первичного документа в бухгалтерском учете, не исключены риски возникновения разногласий с органами государственного финансового контроля по вопросу отражения в бухгалтерском учете притворного объекта. Дело в том, что принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок, не допускается (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистрация притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета является одним из оснований для привлечения должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности".
В ситуации, когда в учреждении в рамках расчетов с одним и тем же контрагентом при оказании различных услуг образовалась дебиторская задолженность по одному из договоров, зачет ее в счет оплаты по другому договору сам по себе не противоречит требованиям действующего законодательства. При этом операция по зачету переплаты по одному договору в счет погашения обязательств по другому договору также подлежит отражению на основании первичного учетного документа отдельной бухгалтерской записью*(2).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения расчеты по принятым обязательствам по основаниям, вытекающим из условий соответствующих договоров, отражаются с применением счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. 254 Инструкции N 157н). Аналитический учет расчетов с поставщиками за оказанные услуги ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе кредиторов (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иного участника договора, в отношении которого принимаются обязательства).
Вместе с тем учет обязательств на счетах санкционирования расходов осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) (п. 318 Инструкции N 157н). Соответственно, аналитический учет принятых обязательств и денежных обязательств должен быть организован учреждением в разрезе документов, являющихся основанием для принятия указанных обязательств. Перечень таких документов устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

30 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также ответ С.С. Бычкова, государственного советника РФ 3-го класса на Вопрос: Разъясните, какие первичные документы должны прилагаться к журналам операций? Необходимо ли делать копии и прилагать, например, платежные поручения не только к выписке банка, но и для подтверждения оплаты товаров, работ и услуг поставщикам (подрядчикам, исполнителям)?
*(2) Бухгалтерской записи для отражения подобного зачета Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, не предусматривает. Порядок отражения в бухгалтерском учете указанных операций учреждению необходимо определить в рамках учетной политики.

 

Все консультации данной рубрики