Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

17.04.2018
ВОПРОС:
В учреждении имеется 1 ставка специалиста по охране труда (численность работников в учреждении - 112 человек).
По результатам мониторинга рабочего времени установлено, что загруженность рабочего времени специалиста по охране труда составляет 50% рабочего времени. На данном основании учреждению дана рекомендация сократить ставку специалиста по охране труда и ввести 0,5 ставки по данной должности.
1. Имеются ли в таком случае правовые основания для сокращения должности (ставки) специалиста по охране труда?
2. Будет ли в случае сокращения по указанному выше основанию иметь место нарушение трудовых прав работника?
3. Может ли быть в организации с указанной выше численностью работников 0,5 ставки должности специалиста по охране труда?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Сокращение должности специалиста по охране труда в рассматриваемом случае не происходит. Уменьшить в штатном расписании количество штатных единиц по должности с одной полной до дробной (0,5 штатной единицы) работодатель вправе только после изменения с согласия работника условия трудового договора о продолжительности рабочего времени работника, занимающего эту штатную единицу.
2. Изменение работодателем продолжительности рабочего времени работника в одностороннем порядке нарушает права работника.
3. В организации с численностью работников 112 человек работа единственного работника, занимающего должность специалиста по охране труда, должна выполняться им на условиях полной продолжительности рабочего времени, введение неполного рабочего времени (0,5 ставки) для такого сотрудника не соответствует требованиям законодательства.

Обоснование позиции:
1. В трудовом законодательстве нет официального разъяснения, что именно является сокращением численности или штата работников. Полагаем, что под сокращением численности следует понимать уменьшение штатных единиц по определенной должности при оставлении самой должности в штатном расписании, а под сокращением штата - ликвидацию всех штатных единиц по одной или нескольким должностям. По смыслу трудового законодательства, сокращение штатной единицы (или неполной штатной единицы) означает упразднение штатной единицы (или неполной штатной единицы), последствием которого является увольнение работника, занимающего эту штатную единицу (или неполную штатную единицу), при отсутствии подходящей работнику вакансии. В ситуации, при которой количество штатных единиц по должности, указанное в штатном расписании, уменьшается, но число работников, работающих по этой должности, остается прежним, говорить о сокращении численности работников, по нашему мнению, не приходится. Так как в рассматриваемом случае должность специалиста по охране труда остается в штатном расписании, сокращения штата также не происходит.
Такого понятия, как "ставка", трудовое законодательство не содержит. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работой на полную ставку считается работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Соответственно, при работе на 0,5 ставки работник отрабатывает половину нормы рабочего времени, установленной законодательством для соответствующей категории работников, то есть работает по этой должности (профессии) на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день и (или) неполную рабочую неделю (ст. 93 ТК РФ).
Таким образом, в рассматриваемом случае сокращение штата или численности работников не происходит. Уменьшить количество штатных единиц по должности, указав в штатном расписании дробное число вместо полной единицы, можно будет только после того, как продолжительность рабочего времени работника, принятого на полную ставку, будет уменьшена.
2. По смыслу ст.ст. 100, 57 ТК РФ режим рабочего времени является условием трудового договора. Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В свою очередь, ст. 74 ТК РФ допускает возможность изменения условий трудового договора (за исключением трудовой функции) в одностороннем порядке (по инициативе работодателя) в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены.
Вместе с тем в соответствии с частью пятой ст. 74 ТК РФ в случае, когда причины, указанные в части первой данной статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
По нашему мнению, данную норму следует рассматривать в качестве специальной по отношению к норме части первой ст. 74 ТК РФ не только в части порядка изменения режима рабочего времени, но и в части соответствующих оснований. Приведенная структура статьи 74 ТК РФ позволяет заключить, что в общем случае законодатель не допускает возможности уменьшения продолжительности рабочего времени даже при наличии организационных или технологических условий труда. Соответствующее изменение режима рабочего времени возможно только при наличии указанных в части пятой ст. 74 ТК РФ оснований и только в приведенном порядке.
Такое ограничение права работодателя на изменение рассматриваемого условия трудового договора коррелирует и с установленной частью второй ст. 22 ТК РФ обязанностью работодателя предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором. Представляется логичным, что в связи с этим для работодателя устанавливаются дополнительные ограничения его возможности изменения условий трудового договора о характере и объеме поручаемой работнику работы (то есть трудовой функции и продолжительности рабочего времени) по сравнению со случаями, в которых возможно изменение по инициативе работодателя иных условий трудового договора.
Таким образом, мы полагаем, что уменьшение продолжительности рабочего времени работника возможно только при одновременном наличии двух обстоятельств:
- изменение организационных или технологических условий труда (изменение в технике и технологии производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизация производства);
- возможное наступление в результате проводимых работодателем изменений таких последствий, как массовое увольнение работников.
Аналогичные критерии оценки возможности установления работнику режима неполного рабочего дня по инициативе работодателя предлагаются и судами (определение Саратовского областного суда от 16.08.2012 N 33-4570, решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29.12.2012 N 2-2133/2012). Схожий подход к данной ситуации высказан представителями Роструда в ответах на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, вопрос 5 на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ".
Косвенно данный вывод подтверждается и частью шестой ст. 74 ТК РФ, в соответствии с которой, если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, трудовой договор расторгается в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ с предоставлением соответствующих гарантий и компенсаций. Таким образом, хотя в приведенной норме не содержится никаких оговорок относительно того, в каком порядке работнику предлагалось продолжить работу в режиме неполного рабочего времени, при отказе от такой работы работник подлежит увольнению по сокращению. Это также позволяет заключить, что законодатель не предполагает иной возможности введения режима неполного рабочего времени, кроме как для предотвращения массового сокращения работников, то есть по части пятой ст. 74 ТК РФ.
Сказанное позволяет заключить, что работодатель может в одностороннем порядке изменить условие трудового договора о продолжительности рабочего времени только при наличии упомянутых выше обстоятельств и только в порядке, предусмотренном частью пятой ст. 74 ТК РФ.
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации неполное рабочее время планируется установить постоянно, что не соответствует описанным критериям. Поэтому мы полагаем, что изменение условия трудового договора с работником о продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя невозможно. Изменить режим рабочего времени работника, установив ему неполное рабочее время (0,5 ставки), работодатель вправе только с его согласия. Обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением.
3. Поскольку в рассматриваемой ситуации в штате работодателя насчитывается более 50 человек, введение должности специалиста по охране труда на 0,5 ставки, по нашему мнению, не соответствует требованиям трудового законодательства.
Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста по охране труда лежит на любом работодателе, численность работников которого превышает 50 человек, независимо от характера его деятельности (смотрите письмо Минтруда России в от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136).
В силу части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Одним из таких документов являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации). Несмотря на то что пункты Рекомендаций, о которых пойдет речь, основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, из них можно усмотреть общий подход к рассматриваемой ситуации. Как сказано в п. 15 Рекомендаций, служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, если численность работников превышает 100 человек. Исходя из п. 16 Рекомендаций, если численность работников - 100 и менее, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. Из этих норм видно, что возможность работать по должности специалиста по охране труда меньшее по сравнению с нормой количество часов находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции.
Таким образом, с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на 0,5 ставки возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее. Примеры применения такого подхода имеются и в судебной практике (смотрите, например, решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27.01.2012, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 по делу N 12-201/13). Отметим, что контролирующие органы под обязанностью работодателя ввести должность специалиста по охране труда, как правило, также понимают введение в штатное расписание организации (учреждения) штатной единицы по этой должности (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 14.06.2016 по делу N 2-3989/2016, решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.01.2016 по делу N 12-50/2016).
Отметим, что существуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и которые работодатель должен учитывать в силу части четвертой ст. 217 ТК РФ (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Иваново Ивановской области от 30.05.2014 по делу N 12-147/2014). При этом, как указано в решении Октябрьского районного суда г. Архангельска от 12.08.2013 по делу N 12-425/2013, "отсутствие денежных средств на выделение штатной единицы для специалиста по охране труда не освобождает от административной ответственности".
Учитывая сказанное, полагаем, введение должности специалиста по охране труда по совместительству на 0,5 ставки на предприятии с численностью работников более 50 человек не соответствует требованиям трудового законодательства. Высказанная нами позиция по данному вопросу является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалева Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

30 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики