Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

18.04.2018
ВОПРОС:
Прежний руководитель ООО не передавал вновь избранному руководителю никаких документов (ни по акту приема-передачи, ни иным образом) и не планирует в ближайшее время этого делать. По сведениям вновь избранного руководителя, указанные документы отсутствуют и по фактическому адресу ООО, который отражен в его уставе. Вновь избранный руководитель ООО участником общества не является, в ООО порядок передачи документов при смене руководителя директора не установлен.
Какими документами может быть подтвержден факт непередачи документов ООО бывшим руководителем вновь назначенному руководителю?
Могут ли документы ООО быть истребованы с бывшего руководителя в судебном порядке?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится как обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, так и передача этих документов вновь избранному руководителю.
Законодательство не содержит каких-либо указаний в отношении перечня и содержания документов, которыми возможно подтвердить факт непередачи документов ООО бывшим руководителем вновь назначенному руководителю.
При указанных в вопросе обстоятельствах документы ООО могут быть истребованы с бывшего руководителя в судебном порядке.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и т.д.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (смотрите также п. 4 ст. 32 Закона об ООО). В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно. При этом на основании п. 1 ст. 50 Закона об ООО общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества (смотрите также ч.ч. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Таким образом, к числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, а также передача этих документов вновь избранному руководителю (смотрите, например, постановления: Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2018 N Ф08-10149/17 по делу N А32-44634/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2016 N Ф09-2863/16 по делу N А60-28168/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 N 17АП-7795/17).
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 29 Закона N 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Таким образом, законодательство не содержит конкретных указаний в отношении порядка передачи документов вновь избранному руководителю организации со стороны его бывшего руководителя. Арбитражные суды исходят из того, что законодательство не содержит императивных требований относительно оформления передачи документов о деятельности общества при смене руководителя путем составления письменного акта приема-передачи (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 N 11АП-16733/17 и от 06.10.2015 N 11АП-11883/15). Соответственно, не содержит законодательство и указаний в отношении перечня и содержания документов, которые необходимо составить в том случае, когда бывший директор ООО не передал соответствующие документы вновь избранному директору, и последнему необходимо подтвердить указанный факт. Арбитражные суды исходят из того, что в этом случае данный факт может быть подтвержден актом о том, что документы, касающиеся деятельности общества, прежним генеральным директором новому переданы не были (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.04.2017 N Ф09-921/17 по делу N А60-29274/2016), актом об отсутствии документов по адресу общества (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 N 13АП-28056/17).
После составления соответствующего акта в адрес бывшего генерального директора может быть направлено заказным письмом требование о передаче документов (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 19АП-9045/17). Если в установленный в требовании срок бывшим генеральным директором документы переданы не будут, они могут быть истребованы у него в судебном порядке (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2017 N Ф01-2613/17 по делу N А82-1266/2016 и от 15.06.2017 N Ф01-2082/17 по делу N А79-4060/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Все консультации данной рубрики