Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

19.04.2018
ВОПРОС:
Может ли муниципальное казенное учреждение сдавать в безвозмездное пользование часть помещения, которое находится у учреждения в собственности (которое является муниципальным имуществом)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе предоставлять часть помещения в безвозмездное пользование, получив на это согласие собственника и соблюдая требования ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Обоснование вывода:
Казенные учреждения обладают имуществом, переданным им учредителями или приобретенным ими по другим основаниям, на праве оперативного управления. Собственником же указанного имущества являются их учредители (п. 1 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, принадлежность имущества казенному учреждению на праве оперативного управления предполагает распоряжение этим имуществом, в том числе недвижимым, только с предварительного согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). К недвижимому имуществу относятся и нежилые помещения (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому принадлежащее учреждению на праве оперативного управления имущество, в том числе - часть помещения, может быть передано в безвозмездное пользование только с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст. 298 ГК РФ). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени, соответственно, Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (смотрите, например, п.п. 3-5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435)*(1).
Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 этого закона договоры безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, перечисленными в этой части. Согласно ч. 3 указанной статьи в том же порядке заключаются такие договоры и в отношении имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления в том числе казенным учреждениям (п. 3 указанной части). По смыслу ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотренный ч. 1 этой статьи перечень оснований для передачи имущества без проведения торгов распространяется и на случаи передачи имущества, принадлежащего государственным и муниципальным учреждениям. Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 20.05.2009 N Д05-2490 "Об аренде нежилых помещений для некоммерческих образовательных учреждений", п. 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 24.04.2014 N ЦА/16309/14).
В частности, возможность заключения соответствующих договоров в отношении муниципального имущества без проведения торгов предусмотрена для случаев передачи в аренду части (частей) помещения, здания, строения или сооружения, общая площадь которых составляет не более чем 20 квадратных метров и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). Без проведения торгов часть помещения может быть передана ссудополучателю, являющемуся государственным или муниципальным учреждением, медицинской организацией, организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 3, п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ), а также в иных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, например, согласно п. 13.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 25 апреля 2006 г. N 83, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия органа мэрии города, осуществляющего в соответствии с муниципальными правовыми актами полномочия собственника имущества муниципального казенного учреждения.
*(2) По данному вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества.

 

Все консультации данной рубрики