Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
08.05.2018
- Имущество (очистные сооружения) учитывается в составе казны администрации сельского поселения. Данное имущество передано ООО по договору аренды. Условиями договора аренды оснащение очистных сооружений лабораторным оборудованием не предусмотрено. В бюджетную смету данные расходы не заложены.
Может ли администрация сельского поселения потратить бюджетные средства на приобретение и оснащение очистных сооружений лабораторным оборудованием, которое будет использоваться арендатором?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение лабораторного оборудования за счет средств администрации сельского поселения возможно в случае, когда работы по оснащению очистных сооружений данным оборудованием осуществляются в целях их содержания либо если приобретение такого оборудования отвечает функциям, выполняемым администрацией. Данные расходы должны быть внесены в бюджетную смету.
Приобретение за счет средств администрации сельского поселения лабораторного оборудования в целях необходимости, возникшей у ООО, неправомерно.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Такое имущество, в частности, может составлять муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования могут осуществлять права собственника.
Имущество (очистные сооружения), как непотребляемые вещи, могут быть переданы их собственником в аренду (ст.ст. 607, 608 ГК РФ).
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В части содержания арендованного имущества гражданское законодательство предусматривает следующие обязанности арендатора, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ):
- поддержание имущества в исправном состоянии;
- произведение за счет арендатора текущего ремонта;
- несение расходов на содержание имущества.
Иных обязанностей арендатора гражданским законодательством не предусмотрено.
В свою очередь, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (п. 1 ст. 616 ГК РФ).
Текущий ремонт - это ремонт, который предупреждает преждевременный износ объекта аренды. Он состоит в систематическом и своевременном проведении работ по предохранению имущества от преждевременного износа и устранению возникающих повреждений и неисправностей (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 05.03.2014 по делу N 33-1147/2014, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2013 по делу N А56-7895/2012). При этом отнесение конкретных видов работ к текущему или капитальному ремонту входит в полномочия соответствующих должностных лиц учреждения, обладающих необходимой для этого квалификацией.
Следовательно, если целью оснащения объекта лабораторным оборудованием является не поддержание имущества в исправном состоянии и не текущий ремонт, то расходы по его приобретению и оснащению им имущества могут быть осуществлены за счет средств собственника.
Наряду с этим отметим, что при принятии решения о приобретении лабораторного оборудования и проведении работ по оснащению им очистных сооружений следует оценить необходимость данных работ. В частности, при проектировании сооружений очистки сточных вод должны были быть предусмотрены в том числе оборудование для непрерывного контроля качества поступающих и очищенных сточных вод, либо лабораторное оборудование для периодического контроля (п. 9.1.13 Свода правил СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения"). Соответственно, если оснащение очистных сооружений лабораторным оборудованием осуществляется в целях названного документа, то такие расходы могут рассматриваться как содержание имущества и могут быть осуществлены за счет средств собственника.
Вместе с тем в рассматриваемом случае договор аренды уже был заключен и очистные сооружения были приняты ООО в рабочем состоянии. Следовательно, их оснащение лабораторным оборудованием может рассматриваться как дооборудование. Поэтому при принятии решения о его приобретении за счет средств администрации сельского поселения необходимо исходить из целей его использования. Лабораторное оборудование может приобретаться за счет средств администрации, если оно необходимо для выполнения ее функций, так как по окончании действия договора аренды оно должно вернуться в казну и использоваться администрацией, например, путем его закрепления на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, организациями, передачей в аренду либо иным предусмотренным законом способом.
Передача приобретенного лабораторного оборудования должна быть соответствующим образом оформлена. Например, отдельным договором аренды лабораторного оборудования или дополнительным соглашением к договору аренды очистных сооружений.
Отметим, что приобретение за счет средств администрации сельского поселения лабораторного оборудования в целях необходимости, возникшей у ООО, неправомерно.
На основании изложенного можно сделать следующий вывод. Приобретение лабораторного оборудования за счет средств администрации сельского поселения возможно в случае, когда работы по оснащению очистных сооружений данным оборудованием осуществляются в целях их содержания либо если приобретение такого оборудования отвечает функциям, выполняемым администрацией. Приобретение за счет средств администрации сельского поселения лабораторного оборудования в целях потребности, возникшей у ООО, может быть квалифицировано в качестве нецелевого расходования бюджетных средств.
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к числу вопросов местного значения. Владение и пользование имуществом невозможно без принятия усилий по его сохранению и содержанию. Таким образом, оснащения муниципального имущества необходимым для его эксплуатации оборудованием относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходы по содержанию имущества согласно требованиям ст.ст. 161, 219 БК РФ осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения утверждены приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования) и распространяются с учетом положений ст. 161 БК РФ на органы местного самоуправления (п. 1 Общих требований).
Внесение изменений в смету осуществляется в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в порядке раздела IV Общих требований (п. 11 Общих требований). Внесение изменений в смету, требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств (п. 12 Общих требований).
Соответственно, в случае принятия решения об оснащении лабораторным оборудованием очистных сооружений такие расходы должны быть внесены в бюджетную смету.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
11 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним