Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
16.05.2018
- Управляющая компания (ЖКХ) перешла с общей системы налогообложения на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Жилой фонд и лифты на балансе организации не стоят. Организация работает на основании договора управления многоквартирным домом. Собственники помещений платят напрямую ресурсоснабжающим организациям, организация оплачивает только коммуналку по общедомовым нуждам. Относятся ли к расходам предприятия жилищно-коммунальные расходы на общедомовые нужды (разница между фактическим потреблением и показаниями счетчиков) - поставка электроэнергии, воды, тепла, текущий ремонт, уборка дворовых территорий, обслуживание лифтов и др., оказанные сторонними специализированными организациями, ИП, подрядными предприятиями?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Расходы на приобретение коммунальных услуг в части, приходящейся на общедомовые нужды, также могут быть учтены в составе материальных расходов.
Обоснование вывода:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При определении налоговой базы такие налогоплательщики учитывают расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Перечень расходов, приведенный в этом пункте, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письмо Минфина России от 23.03.2017 N 03-11-11/16982).
Расходы на приобретение электроэнергии, воды, тепла, услуг по уборке дворовых территорий и обслуживанию лифтов прямо в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не указаны.
Вместе с тем на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при расчете налоговой базы налогоплательщики-упрощенцы вправе учесть расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
Следовательно, если бы ваша организация несла расходы на текущий ремонт собственных основных средств, то они могли бы быть учтены в составе расходов в силу пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Однако в вопросе речь идет об имуществе, не учитываемом управляющей компанией на балансе. В этой связи можно сделать вывод, что расходы на его ремонт в целях налогообложения не учитываются.
В пользу такого мнения свидетельствует письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175. Представители финансового ведомства, принимая во внимание, что основные средства не находились на балансе организации и не были арендованы ею, пришли к выводу о невозможности учета расходов на их ремонт, поскольку перечень затрат, который содержится в ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим, и подобные расходы в нем не поименованы.
Подобную логику возможно применить и в отношении расходов на обслуживание лифтов. Поскольку указанное оборудование на балансе управляющей компании не стоит, то расходы на его обслуживание в свете письма Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175 к учету не принимаются.
В то же время в письме Минфина России от 06.02.2012 N 03-11-06/2/19 нашла отражение противоположная позиция.
Представители финансового ведомства посчитали возможным учет в составе материальных расходов затрат на техническое обслуживание систем и оборудования (лифтов, водоочистного и газового оборудования и т.д.). При этом данное оборудование на балансе эксплуатирующей организации учтено не было (смотрите также письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-11-06/2/32).
Ваша организация осуществляет данные расходы в рамках договора управления многоквартирным домом.
Принимая во внимание взаимосвязь положений пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ, мы считаем, что расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Однако полностью исключить вероятность споров с налоговыми органами мы не можем.
В части расходов на приобретение электроэнергии, воды, тепла, уборки дворовых территорий сообщаем.
Как уже было указано нами выше, организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль.
При этом фактически перечень материальных расходов является открытым (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.2014 N Ф07-6057/14 по делу N А13-9590/2013).
В целом ряде писем финансового ведомства высказывается мнение, что плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.д., перечисляемая ресурсоснабжающим организациям, учитывается организациями, применяющими УСН, в составе материальных расходов.
Например, в письмах Минфина России от 21.11.2017 N 03-11-06/2/76597, от 02.11.2015 N 03-11-06/2/63224, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26401, от 03.10.2014 N 03-11-06/2/49930, от 30.05.2014 N 03-11-06/2/25965, от 18.11.2013 N 03-11-06/2/49356 говорится, что плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п. одновременно с отражением их в доходах управляющей организации принимается к вычету в составе расходов, так как она перечисляется соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Аналогичное разъяснение было дано и для садового некоммерческого товарищества, перечисляющего средства энергоснабжающей компании (письмо Минфина России от 20.02.2014 N 03-11-11/7276).
Делая данный вывод, чиновники учитывали, что управляющие организации одновременно отражали в доходной части поступления от собственников помещений в оплату коммунальных услуг. С подобным порядком налогообложения соглашались и судьи (постановление АС Северо-Западного округа от 20.11.2015 N Ф07-1264/15 по делу N А26-8726/2014).
В рассматриваемой ситуации собственники помещений на счет вашей организации плату за коммунальные услуги не перечисляют.
Из ряда судебных решений (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 17АП-17790/15, АС Поволжского округа от 26.01.2016 N Ф06-4054/15 по делу N А72-7819/2015, АС Северо-Западного округа от 19.03.2015 N Ф07-223/15 по делу N А21-10403/2013, АС Волго-Вятского округа от 05.02.2018 N Ф01-6393/17 по делу N А31-7437/2016, от 16.12.2015 N Ф01-5273/15 по делу N А17-8310/2014, Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 5614/13) следует, что граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающим организациям, признаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой управляющей компанией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных ресурсов. При этом не имеет правового значения порядок оплаты предоставляемых услуг.
Данный вывод основывается на положениях ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.
В этой связи мы придерживаемся позиции, что порядок учета управляющей компанией платы за коммунальные ресурсы, предлагаемый финансовым ведомством, актуален и в случае, когда управляющая компания средства от собственников не получает.
В свою очередь, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 N 18АП-9768/15 говорится, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана приобретать электрическую энергию у ресурсоснабжающей организации, в том числе в объеме расходов на общедомовые нужды и в целях компенсации потерь во внутридомовых сетях.
Следовательно, выбранная собственниками помещений в многоквартирном жилом доме управляющая организация обязана нести бремя содержания помещений, а также оплачивать расходы на содержание общего имущества (в том числе и на содержание общедомовых сетей) в многоквартирном доме. Схожие выводы нашли отражение в апелляционном определении СК по административным делам ВС РФ от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6.
Поэтому, по нашему мнению, управляющая компания, не получающая средства от собственников помещений, вправе учесть затраты по оплате электроэнергии, воды и тепла, в том числе и относящихся к общедомовым нуждам, в составе материальных расходов.
Вместе с тем с 01.01.2018 в силу прямой нормы пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ платежи собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе ее доходов не учитываются (письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-06/2/4381).
В письме Минфина России от 18.01.2018 N 03-11-06/2/2042 отмечается, что затраты налогоплательщика на оплату коммунальных услуг могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (с учетом п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В ситуации, когда денежные средства, поступающие от собственников жилья, в доходах управляющей компанией не учитываются, можно сделать вывод, что и расходы, оплаченные ею за счет указанных средств, в том числе электроэнергия, вода, тепло, уборка и пр., в целях налогообложения учитываться не должны, поскольку не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Мы придерживаемся позиции, что приведенная выше норма пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в анализируемом случае не применяется, так как исходя из положений ЖК РФ именно управляющая компания выступает в роли исполнителей коммунальных услуг.
В свою очередь, в п. 4 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 указывается, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе по договору управления, расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в расчет цены договора управления в порядке, установленном договором управления, в том числе путем формирования стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные выводы следуют также из постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 N 17АП-6655/14.
В этой связи полагаем, что коммунальные услуги, относящиеся к общедомовым нуждам, оплаченные управляющей компанией, возможно учитывать в целях налогообложения в составе материальных расходов.
Разъяснениями финансового и налогового ведомств применительно к новой норме главы 26.2 НК РФ мы не располагаем. Также не обнаружено нами и арбитражной практики по данному вопросу.
В целях минимизации налоговых рисков ваша организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при УСН;
- Энциклопедия решений. Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме;
- Энциклопедия решений. Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг;
- Энциклопедия решений. Права управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
17 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним