Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

23.05.2018
ВОПРОС:
Организация (далее - общество) является организатором выпуска книги по спонсорскому договору. Реклама партнера (он же спонсор) будет размещена в самой книге. Рекламные услуги общества партнером отдельно не оплачиваются, спонсорский вклад является формой оплаты за услуги.
Общество заключило договор. Партнер (заказчик) в порядке и на условиях, установленных договором, обязуется перечислить организатору (общество) спонсорский вклад на организацию выпуска подарочного издания книги, а организатор оказать партнеру услуги по распространению и размещению информации рекламного характера о партнере. При этом организатор присваивает партнеру статус спонсор.
Имеет ли право общество признать расходы на создание и печать этой книги по вышеуказанному договору в целях налогообложения прибыли?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации Общество имеет право признать расходы на создание и печать Книги по спонсорскому договору в целях налогообложения прибыли при условии соответствия расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Обоснование вывода:
В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). В частности, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Налоговое законодательство РФ не содержит определения понятия "спонсорство" (письмо Минфина России от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72). Однако это понятие раскрыто в рекламном законодательстве.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В Законе N 38-ФЗ определены, в частности, термины:
- спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ);
- спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
В рассматриваемом случае спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.
Таким образом, спонсорский вклад в анализируемой ситуации следует признать платой за рекламные услуги.
В п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 также указано, что спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Сделан вывод, что информация о спонсоре, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой.
Судебная практика подтверждает, что спонсорский взнос - это плата за оказание рекламных услуг (постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.10.2015 N Ф08-7174/2015, постановление ФАС Московского округа от 16.11.2012 N А40-103096/11-64-592).
В рассматриваемой ситуации Общество изготовителем рекламы и рекламораспространителем. За рекламные Услуги оно получает доход в виде спонсорского вклада. Понятно, что расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (т.е. распространение рекламы Спонсора), признаются для целей налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 252 НК РФ.
В письме Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029 указано, что спонсорский взнос, полученный организацией по договору о спонсорской рекламе, признается платой за рекламу и, соответственно, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций у спонсируемой организации как доход от оказания услуг за плату (ст. 249 НК РФ). При этом расходы, понесенные организацией в связи с оказанием услуг по договору о спонсорской рекламе, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

23 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики