Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.05.2018
ВОПРОС:
Обязательно ли подшивать договоры по расходным обязательствам автономного учреждения в регистр бухгалтерского учета, в котором ведется учет операций по санкционированию расходов (Журнал по прочим операциям по форме 0504071)? Возможно ли систематизировать договоры в отдельном регистре, если установить это условие в учетной политике?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о необходимости подборки и подшивки договоров (контрактов, соглашений) к соответствующему Журналу операций принимается автономным учреждением самостоятельно и закрепляется в положениях учетной политики, исходя из графика документооборота и номенклатуры дел.
Для упорядоченности, систематизации и контроля за исполнением заключаемых договоров учреждение вправе самостоятельно разработать форму документа (реестр договоров и т.п.), которой будет пользоваться для этих целей.

Обоснование вывода:
Порядок применения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 28 федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), п. 11 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)). Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Аналогичная норма содержится и в СГС "Концептуальные основы", и в Инструкции N 157н.
Наряду с указанными выше нормативными актами, в отношении обязательных к применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждения государственного сектора должны руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания).
Согласно п.п. 314, 318 Инструкции N 157н, учет операций по санкционированию расходов ведется в регистре бухгалтерского учета, а именно, в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании первичных документов (учетных документов) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики. В соответствии с положениями Методических указаний Журналы операций (ф. 0504071), в том числе и Журнал по прочим операциям (ф. 0504071), формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа. Нумерация таких регистров бухгалтерского учета устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики.
При этом отметим, что перечень первичных учетных документов, прилагаемых к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), Методическими указаниями прямо не установлен.
Учитывая специфику такого документа, как договор, период, на который он может заключаться, а также то, что данный документ предназначен не только для принятия расходных обязательств, но и для контроля за осуществляемыми учреждением сделками, отнести его исключительно в состав первичных документов, которые должны подшиваться к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), по нашему мнению, будет не совсем правильным решением. Так как в данном случае заключенные договоры отражают не один, а несколько фактов хозяйственной жизни учреждения. Кроме того, договор может быть заключен на срок, превышающий период, за который формируется конкретный журнал операций.
Более того, в п. 11 Инструкции N 157н, а также в нормах СГС "Концептуальные основы" дается подробное описание о систематизации и накоплении информации, которая должна содержаться в регистрах бухгалтерского учета. Однако конкретная обязанность подбирать и подшивать к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071) договоры, контракты, соглашения, действующим законодательством не предусмотрена. Следовательно, можно сделать вывод, что ни Инструкция N 157н, ни СГС "Концептуальные основы" не содержат указаний о необходимости подшивки договоров в качестве первичных (сводных) учетных документов, прикладываемых к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071).
Обратим также внимание на то, что согласно п. 22 СГС "Концептуальные основы", п. 6 Инструкции N 157н в целях организации и ведения бухгалтерского учета правила документооборота утверждаются субъектом учета в рамках формирования его учетной политики. Соответственно, каждое учреждение имеет возможность самостоятельно для себя определить порядок формирования журналов операций и документов, прилагаемых к ним, исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
В целях упорядоченности, систематизации и контроля за исполнением заключаемых договоров автономное учреждение вправе самостоятельно разработать форму документа (реестр договоров и т.п.), предназначенную для этих целей, так как данное право установлено действующим законодательством в части ведения бухгалтерского учета. При этом в случае, если учреждением будет разработан первичный учетный документ, то он должен в обязательном порядке содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы". Если же разработанная форма будет являться регистром бухгалтерского учета, то в этом случае перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать такой документ, перечислен в ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 11 Инструкции N 157н.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Требование о том, чтобы договоры (контракты, соглашения) в качестве первичных учетных документов должны быть приложены к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071) ни действующим законодательством, ни отдельными разъяснениями Минфина не установлено. Решение о необходимости подборки и подшивки тех или иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета автономное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

11 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики