Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
31.05.2018
- Может ли бухгалтерия в казенном учреждении проверять пищеблок, являющийся структурным подразделением учреждения, с целью выявления соответствия фактического наличия продуктов питания данным бухгалтерского учета? Если будут выявлены соответствующие отклонения, то как данные факты оформить в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможность проведения проверок (инвентаризаций) продуктов питания на пищеблоке, являющемся структурным подразделением казенного учреждения, а также перечень ответственных за проведение таких проверок должностных лиц устанавливаются локальным актом учреждения.
Списание выявленных в ходе проверки потерь продуктов питания в пределах норм естественной убыли отражается аналогично обычному списанию продуктов питания, списание недостач сверх норм естественной убыли - с отражением по дебету счета 1 401 10 172.
Выявленные в ходе проверки неучтенные продукты питания принимаются к учету по оценочной стоимости бухгалтерской записью по дебету счета 1 105 32 340 в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 189.
Обоснование вывода:
Проведение проверок мест хранения материальных ценностей с целью выявления соответствия фактического их наличия данным бухгалтерского учета по сути представляет собой инвентаризацию.
Порядок инвентаризации должен быть установлен учетной политикой организации госсектора (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Это требование установлено в ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 80 СГС "Концептуальные основы _", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544).
Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (смотрите письма Минфина России от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, от 13.01.2015 N 02-06-10/70, от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).
Обратите внимание, что ведомственные рекомендации по учету продуктов питания на складах учреждений и в пищеблоках предусматривают необходимость проведения внезапных инвентаризаций продуктов питания (смотрите, в частности, п. 30 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР 05.05.1983 N 530).
Таким образом, возможность проведения проверок (инвентаризаций) продуктов питания на пищеблоке, являющемся структурным подразделением казенного учреждения, а также перечень ответственных за проведение таких проверок должностных лиц устанавливается локальным актом учреждения*(1).
С точки зрения бухгалтерского учета соответствующие проверки, проводимые бухгалтерией, можно также рассматривать в качестве мероприятий внутреннего финансового контроля, порядок организации и обеспечения (осуществления) которого для учреждений необходимо установить учетной политикой (п. 6 Инструкции N 157н).
При выявлении недостач продуктов питания, в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), оформляются следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 401 20 272 (1 109 Х0 272) Кредит КРБ 1 105 32 440
- списаны потери продуктов питания в пределах норм естественной убыли;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 32 440
- списана недостача продуктов питания сверх норм естественной убыли;
3. Дебет КДБ 1 209 74 560 Кредит КДБ 1 401 10 172
- недостачи сверх норм естественной убыли отнесены на виновное лицо.
Подробнее с порядком оформления недостач материальных запасов можете ознакомиться в Энциклопедии решений.
При выявлении в ходе проверки на пищеблоке неучтенных продуктов питания их принятие к учету, в соответствии с абз. 8 п. 23 Инструкции N 162н, оформляется бухгалтерской записью:
Дебет 1 105 32 340 Кредит 1 401 10 189
- отражено принятие к учету неучтенных продуктов питания.
Отметим, что неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной (справедливой) стоимости (п. 31 Инструкции N 157н, п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, п. 52 СГС "Концептуальные основы"). В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н под оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к учету.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Как организовать и провести инвентаризацию (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Отражение в учете неучтенных нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
8 мая 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Учитывая, что пищеблок является местом приготовления и раздачи готовой пищи, при проведении проверок должны соблюдаться установленные для соответствующего учреждения санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним