Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

01.06.2018
ВОПРОС:
Необходимо ли ООО, которое занимается производством и торговлей оборудованием, получать лицензию на ведение образовательной деятельности, если оно проводит как платные, так и бесплатные семинары, лекции, практические занятия, связанные исключительно с работой на оборудовании производства этого ООО и его продажей (обучение проводится в специальном месте (классах) по утвержденным самим ООО программам (есть определенная иерархия этих программ - ступени), по результатам обучения выдается документ - сертификат по форме самого ООО)? Изменится ли ответ, если по результатам обучения будет проводиться экзамен или тест, и сертификат будет выдаваться только выдержавшим этот экзамен (квалификация в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов не присваивается)?
ОТВЕТ:

К сожалению, мы не можем прийти к однозначному выводу по заданному вопросу. Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Частью 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
При этом под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
Образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению в РФ реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Соответственно, к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) и основные профессиональные образовательные программы, в частности, среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования. Основными программами профессионального обучения являются программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ в рамках дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие и предпрофессиональные программы), а также дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).
Реализация таких программ является оказанием образовательных услуг, которые составляют образовательную деятельность как лицензируемый вид деятельности (п. 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, приложение к названному положению).
Иными словами, если организация реализует хотя бы одну из упомянутых образовательных программ, она должна получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае организация проводит обучение с целью приобретения обучающимися знаний (умений, навыков), необходимых для использования определенного вида оборудования и его продажи. Представляется, что в этой ситуации речь не может идти об освоении обучающимися основных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования, высшего образования или дополнительных общеобразовательных программ (ч. 2 ст. 75 Закона N 273-ФЗ, п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008).
Если организация не присваивает лицам, обучающимся работе с оборудованием, ту или иную квалификацию (п. 5 ст. 2 Закона N 273-ФЗ), не проводит итоговую аттестацию (обязательную как при дополнительном профессиональном образовании, так и при профессиональном обучении - ч. 1 ст. 74, ч. 14 ст. 76 Закона N 273-ФЗ), не выдает по итогам обучения документы об образовании и (или) о квалификации, документы об обучении (ч.ч. 1, 6, 7, 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ), полагаем, что проведение упомянутых в вопросе лекций, семинаров, практических занятий, направленных на приобретение знаний, умений, навыков, связанных с работой с оборудованием, не может быть охарактеризовано как образовательная деятельность и, следовательно, не подлежит лицензированию.
Полагаем, что проведение экзамена или теста по результатам такого обучения само по себе не означает, что обучающиеся получают образование или им присваивается квалификация.
Однако, на наш взгляд, решение этого вопроса зависит от того, на что именно направлено упомянутое обучение, каким образом предполагается использовать в дальнейшем полученные обучающимися знания, приобретают ли лица, проходящие обучение работе с оборудованием, знания, умения, навыки, компетенцию, необходимые для выполнения той или иной профессиональной деятельности, или обучение связано лишь с приобретением навыков работы с оборудованием в рамках профессиональной деятельности, которую осуществляют эти лица, без повышения уровня их квалификации. Для ответа на такой вопрос необходимо проанализировать как содержание программы по обучению, так и особенности осуществления трудовой (профессиональной) деятельности, связанной с работой с оборудованием. Не исключена вероятность того, что в спорной ситуации контролирующий орган или суд придет к выводу о том, что организация фактически осуществляла образовательную деятельность с присвоением определенной квалификации обучающимся лицам или повышением имеющейся квалификации (смотрите в связи с этим постановление АС Дальневосточного округа от 03.06.2015 N Ф03-1863/15 (оставлено без изменения постановлением Верховного Суда РФ от 05.10.2015 N 303-АД15-11696), определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.08.2017 N 310-АД17-3729). То обстоятельство, что организация по итогам обучения не выдает документы об образовании и (или) о квалификации, указанные в ст. 60 Закона N 273-ФЗ, как мы полагаем, само по себе вероятность такого вывода не исключает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

10 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики