Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.06.2018
ВОПРОС:
Организация является государственным автономным учреждением и заключает договоры с поставщиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Нужно ли заключать дополнительное соглашение к договору, если изменилось название продавца услуг (например, ПАО стало АО)? Каким образом проводить оплату по договорам (имеется только уведомление об изменении сведений)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При изменении наименования поставщика по договору заключение дополнительного соглашения к такому договору не требуется. Оплата в этом случае производится по новым реквизитам, указанным поставщиком в соответствующем уведомлении.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит положений, которые регламентировали бы действия заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае изменения наименования последнего, в том числе тех, которые предусматривали бы необходимость заключать в этом случае дополнительное соглашение к договору. В связи с этим, учитывая, что по смыслу положений Закона N 223-ФЗ заключаемый в соответствии с его нормами договор является гражданско-правовым договором и что в силу ч. 1 ст. 2 указанного Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться, в том числе, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), вопрос о действиях поставщика и подрядчика в этом случае должен регулироваться общими положениями гражданского законодательства о договоре.
В свою очередь, буквальное толкование п. 1 ст. 450 ГК РФ показывает, что на основании соглашения сторон изменяются именно его условия, определенные сторонами. Данный вывод подкрепляется и положениями п. 1 ст. 453 ГК РФ, согласно которым изменение договора влечет за собой изменение вытекающих из него обязательств. А поскольку обязательство представляет собой корреспондирующие друг другу права и обязанности сторон (ст. 308 ГК РФ), то изменение обязательства означает, по сути, изменение условий договора, устанавливающих такие права и обязанности.
Что же касается сведений о наименовании юридического лица (имени гражданина), ИНН, банковских реквизитах и прочих реквизитах стороны договора, то очевидно, что данные сведения не являются условиями, относительно которых стороны достигают определенного соглашения. Ведь содержание данных реквизитов, как правило, не зависит от воли одной из сторон договора (например, сторона в договоре никоим образом не может повлиять на право своего контрагента изменять свое наименование или место нахождения) или даже обеих из них (например, при присвоении контрагенту определенного ИНН, КПП или номера банковского счета). Кроме того, эти сведения носят исключительно информационный, вспомогательный характер и сами по себе не влияют на права и обязанности сторон (сморите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 N 09АП-46620/13). Следовательно, изменение реквизитов сторон, по смыслу п. 1 ст. 450 ГК РФ и п. 1 ст. 453 ГК РФ, не является изменением договора и поэтому не требует оформления дополнительным соглашением.
Справедливость данного вывода в отношении договоров, заключаемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, подтверждается и нормами, касающимися внесения сведений о заключенных заказчиком договорах в реестр, предусмотренный ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ. В частности, из ч. 2 этой же статьи следует, что если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Однако согласно пп. "ж" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 (далее - Правила), в реестр вносятся сведения об изменении только тех условий договора, которые предусмотрены ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, то есть условий об объеме, ценах закупаемых товаров, работ, услуг или сроках исполнения договора. По смыслу приведенных норм сведения об изменении иных условий договора, а, тем более, об изменении наименования и прочих реквизитов стороны, которые, как это уже отмечалось выше, к условиям договора не относятся, в реестр не вносятся.
Более того, необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день до 1 июля 2018 года вообще приостановлено действие тех положений Правил, которые предусматривают внесение в реестр договоров, заключаемых заказчиками, сведений о юридическом лице - поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, а также информацию о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и ИНН (пп. "е" п. 2 Правил, постановление Правительства РФ от 27.11.2017 N 1429).
Таким образом, вышеизложенное лишний раз подтверждает отсутствие необходимости заключения дополнительного соглашения к договору, заключенному в соответствии с Законом N 223-ФЗ, при изменении наименования поставщика по такому договору. В этом случае для осуществления оплаты по новым реквизитам заказчику достаточно получения от контрагента официального уведомления об изменении его наименования.
В то же время, безусловно, стороны договора не лишены права зафиксировать факт изменения сведений об одной из них и путем подписания дополнительного соглашения к указанному договору. Какого-либо нарушения законодательства в этом случае допущено не будет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

15 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
 

Все консультации данной рубрики