Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

08.06.2018
ВОПРОС:
Согласно п. 2 ст. 186 ГК РФ удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.
Нотариус Республики Израиль выдал доверенность на получение дивидендов от российского акционерного общества на территории РФ. Срок доверенности не указан, имеется апостиль. Представляемый является гражданином РФ, постоянно проживает на территории Израиля. Представитель является гражданином РФ, постоянно проживает на территории РФ.
Каков срок действия данной доверенности?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полномочия представителя, предоставленные гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на ее территории, доверенностью, выданной гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Израиле, удостоверенной органами нотариата указанного государства и не содержащей в себе указания на срок ее действия, сохраняют свое действие на территории Российской Федерации до отмены доверенности представляемым.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что согласно п. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Следовательно, для российских граждан личным законом является право Российской Федерации. И даже в том случае, когда лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом также является российское право (п. 2 ст. 1195 ГК РФ).
Вместе с тем, как это следует из п. 1 ст. 1186 ГК РФ, гражданско-правовые отношения могут считаться осложненными иностранным элементом не только в той ситуации, когда одной или обеими сторонами такого правоотношения являются иностранные граждане или иностранные юридические лица, но в других случаях, когда в этих отношениях присутствует иной иностранный элемент. При этом гражданское законодательство не содержит определения "иной иностранный элемент гражданско-правового отношения" и прямо упоминает в п. 1 ст. 1186 ГК РФ только об одном из таких элементов - нахождении объекта гражданских прав за границей.
В то же время в доктрине в качестве еще одного классического иностранного элемента гражданско-правового отношения выделяется локализация на территории иностранного государства юридического факта, с которым связаны возникновение, изменение или прекращение такого отношения (смотрите, например, Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части третьей (постатейный). 4-е изд., исправленное и дополненное / Отв. ред.: доктора юридических наук, заслуженные деятели науки Российской Федерации Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2014; Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова). - Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: "Издательство Юрайт", 2011; Бабаев А.Б., Бабкин С.А., Бевзенко Р.С., Белов В.А., Тарасенко Ю.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики (в двух томах; под общ. ред. д.ю.н. В.А. Белова; 2-е изд., стереотип.). - М.: Издательство "Юрайт", 2015).
Кроме того, в ряде работ в качестве иностранного элемента указывается нахождение места осуществления деятельности или места жительства одного или обоих субъектов гражданского правоотношения, имеющих одну и ту же государственную принадлежность, на территории одного или нескольких иностранных государств, а также юридическая связь правоотношения с территорией двух и более государств (смотрите, например: Стригунова Д.П. Правовое регулирование международных коммерческих договоров: монография. В 2 т. Т. 1 (2-е изд., перераб. и доп.).- М.: "Юстицинформ", 2018; Ануфриева Л.П. Некоторые проблемы нового российского регулирования по международному частному праву // Журнал российского права. - 2003. - N 3).
Выводы, сделанные в доктрине, находят свое отражение и в существующих нормах законодательства. Так, например, место совершения сделки может повлиять на выбор права, определяющего дееспособность лица, ее совершившего (п. 2 ст. 1197 ГК РФ), а место жительства или место нахождения лица - на право, применимое к совершенной таким лицом односторонней сделке (ст. 1217 ГК РФ) или порядку наследования имущества гражданина (ст. 1224 ГК РФ).
Исходя из изложенного, мы полагаем, что в рассматриваемом случае гражданско-правовые отношения, связанные с представительством, осложнены иностранным элементом, поскольку односторонняя сделка по выдаче доверенности, на основании которой в силу ст. 182 ГК РФ такие отношения возникают, совершена доверителем на территории иностранного государства и указанный доверитель имеет постоянное место жительства на территории этого же государства*(1).
В связи с этим, на наш взгляд, право, применимое к отношениям сторон в рассматриваемом случае, должно в силу ст. 1186 ГК РФ определяться на основании положений ст. 1217.1 ГК РФ. Анализ же этой статьи показывает, что по общему правилу, если иное не определено в самой доверенности представляемым, отношения между представляемым или представителем и третьим лицом определяются по праву страны, где находится место жительства или основное место деятельности представителя (п. 1 и п. 2 ст. 1217.1 ГК РФ). Если же место жительства или место деятельности представителя третьему лицу известно не было, то применяется право страны, где преимущественно действовал представитель в конкретном случае.
В свою очередь, из пп. 4 п. 5 ст. 1217.1 ГК РФ следует что правом, подлежащим применению к отношениям между представляемым или представителем и третьим лицом, определяется в том числе и срок действия доверенности.
Таким образом, принимая во внимание то, что в рассматриваемом случае представитель постоянно проживает на территории РФ и на этой же территории осуществляет действия в рамках предоставленных ему доверенностью полномочий, можно сделать вывод, что срок действия такой доверенности, действительно, определяется на основании положений ст. 186 ГК РФ, если, конечно, представляемый при выдаче доверенности не избрал иное право, подлежащее применению к отношениям между представляемым или представителем и третьими лицами.
Что же касается содержания ст. 186 ГК РФ, то в ней, как это справедливо отмечено в вопросе, предусматривается бессрочное (до отмены доверителем) действие нотариально удостоверенной доверенности, выданной без указания в ней срока для представительства за границей. В иных случаях доверенность, выданная без указания в ней срока, действует в течение одного года.
Из буквального толкования приведенной нормы не следует, что термин "доверенность, выданная для представительства за границей" относится только к доверенностям, выданным в Российской Федерации для представительства за ее пределами. Следовательно, п. 2 ст. 186 ГК РФ, устанавливающий правило о бессрочном действии таких доверенностей, может применяться и к доверенностям, выданным за рубежом, для представительства в Российской Федерации. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 09АП-41049/13, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.06.2006 N А55-6470/2006, п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда РТ за четвертый квартал 2002 года (по уголовным делам)).
Также п. 2 ст. 186 ГК РФ не ставит возможность применения его положений в зависимость от государственной принадлежности лица, выдавшего доверенность. Поэтому мы полагаем, что эта норма распространяется и на случаи выдачи доверенности гражданином Российской Федерации, находящимся в другом государстве, если полномочия, предусмотренные такой доверенностью, должны осуществляться за пределами этого государства, в том числе и на территории Российской Федерации.
В связи с изложенным, по нашему мнению, в рассматриваемом случае доверенность должна признаваться действующей до ее отмены представляемым, если из ее содержания вытекает, что предоставленные ею полномочия осуществляются представителем за пределами государства Израиль.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ под местом жительства физического лица понимается не территория государства, гражданство которого он имеет, а место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 

Все консультации данной рубрики