Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

01.03.2012
ВОПРОС:
Государственное бюджетное учреждение заключает договор с поставщиком на оказание услуг.
Должен ли поставщик прикладывать к договору спецификацию своих услуг для обоснования цены договора?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Участник размещения заказа, с которым заключается государственный контракт на оказание услуг, не должен обосновывать цену контракта путем составления спецификации или сметы.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд бюджетных учреждений, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о заказах) (ч. 1 ст. 1 названного закона). Заключаемые учреждениями по результатам размещения заказа гражданско-правовые договоры в целях законодательства о размещении заказов именуются контрактами (ст. 5 Закона о заказах).
Законодательство о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о заказах и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов (ч. 1 ст. 2 Закона о заказах). В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о заказах контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами, с учетом положений данного закона.
Таким образом, к договорам (контрактам) бюджетных учреждений применяются и нормы Закона о заказах, и нормы ГК РФ.
ГК РФ закрепляет принцип свободы договора, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421, 422 ГК РФ).
Закон о заказах не содержит требования о том, что цена контракта должна оформляться путем составления сметы или спецификации. Положениями главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг" также не установлена обязательность составления таких документов. В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит ст.ст. 779-782 Кодекса. Согласно же п. 1, 3 ст. 709 параграфа 1 "Общие положения о подряде" главы 37 "Подряд" ГК РФ составление сметы является возможным способом определения (оформления) цены работ по договору подряда (а соответственно, и по договору возмездного оказания услуг). Требование об обязательном составлении сметы установлено ГК РФ только в отношении строительных работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ), но даже по этому договору нормы гражданского законодательства не исключают возможность отступления подрядчика от указаний технической документации путем применения, например, иных способов выполнения работ, что, соответственно, приводит к отклонению от сметы и может рассматриваться как "экономия подрядчика" (ст. 710 ГК РФ). Это распространяется и на отношения по государственному контракту (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 31 мая 2005 г. N Ф08-2144/05, от 16 апреля 2008 г. N Ф08-1441/2008, ФАС Северо-Западного округа от 13 октября 2004 г. N А52-2443/2004/1, от 08 февраля 2007 г. N А66-7115/2005).
Таким образом, законом не предусмотрено обязательное составление сметы или спецификации по договору (контракту) на оказание услуг.
Разумеется, руководствуясь принципом свободы договора, стороны вправе согласовать определение цены по договору (контракту) на оказание услуг путем составления сметы. Однако в связи с этим следует учитывать, что определенная по результатам размещения заказа цена контракта (а в предусмотренных законом случаях и цена единицы товара, работы, услуги) по общему правилу является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением некоторых прямо предусмотренных законом случаев (ч. 4.1 ст. 9 Закона о заказах). В связи с этим смета приобрела бы характер исключительно "расшифровки" общей итоговой цены контракта по статьям затрат, что не имеет существенного практического значения. На то, что законодательство о размещении заказов не требует включать смету ни в документацию о торгах, ни в заявки участников размещения заказа указывают и разъяснения Министерства экономического развития РФ (смотрите письма от 25 июля 2011 г. N ОГ-Д22-582, от 16 июля 2008 г. N Д05-2835).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики