Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

08.06.2018
ВОПРОС:
В структуру администрации района входит департамент труда и социальной защиты. Департамент является отдельным юридическим лицом, при этом трудовые договоры с работниками департамента от имени работодателя подписывал глава администрации муниципального образования. Оплату труда производит департамент из республиканского бюджета.
Кто должен производить компенсационные выплаты после сокращения штатной численности в департаменте сокращенным сотрудникам за второй и третий месяц?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплату сотрудникам департамента труда и социальной защиты, являющегося отдельным юридическим лицом, среднего заработка за период нетрудоустройства после увольнения по сокращению штата должен производить бывший работодатель - департамент.

Обоснование вывода:
Согласно частям первой и второй ст. 178 ТК РФ при увольнении по сокращению штата работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Указанные выплаты по смыслу закона производятся работодателем.
В соответствии с частью четвертой ст. 20 ТК РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя - юридического лица в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Глава администрации муниципального образования может лишь выполнять в отношениях с работниками муниципального учреждения функции и полномочия работодателя, тем не менее работодателем в отношении данных сотрудников является именно само юридическое лицо (смотрите, например, судебную практику в отношении руководителя муниципального учреждения, также являющегося работником учреждения: апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13.02.2013 по делу N 33-580/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 25.05.2012 по делу N 33-1463/2012, апелляционное определение Тамбовского областного суда от 25.06.2014 по делу N 33-1827/2014).
Таким образом, несмотря на то, что при заключении трудового договора с работниками учреждения работодателя представлял орган, осуществляющий в отношении данного учреждения функции учредителя (администрация муниципального образования в лице его главы), работодателем для сотрудников департамента является сам департамент.
Следовательно, обязанность по выплате бывшим работникам причитающихся им выплат в связи с увольнением возникает у организации-работодателя - то есть департамента труда и социальной защиты. Оснований предъявлять требование о выплате соответствующих сумм к администрации муниципального образования при рассматриваемых обстоятельствах не имеется (смотрите в связи с этим апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25.01.2017 по делу N 33-906/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.11.2016 по делу N 33-6596/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 21.04.2016 по делу N 33-1384/2016, решение Ростовского областного суда от 26.04.2016 по делу N 11-550/2016).
В заключение отметим, что муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам муниципального учреждения, за исключением перечисленных в п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ случаев - тогда при недостаточности имущества учреждения на учредителя может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

14 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики