Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
08.06.2018
- Имеет ли право администрация муниципального образования передать ведение бюджетного учета и составление отчетности другому администратору доходов, являющемуся юридическим лицом и структурным подразделением администрации муниципального образования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полномочия по ведению бюджетного учета и формированию отчетности в части операций по администрированию доходов могут быть переданы иной организации, но только одновременно с передачей полномочий по ведению бюджетного учета и формированию отчетности в части операций получателя бюджетных средств.
Передача одним органом местного самоуправления (органом местной администрации) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию отчетности другому органу местного самоуправления (органу местной администрации), наделенному в соответствии с уставом муниципального образования статусом юридического лица, в том числе финансовому органу, не противоречит требованиям бюджетного законодательства РФ.
Обоснование вывода:
1. Положениями п. 10.1 ст. 161 БК РФ, которые в силу п. 11 ст. 161 БК РФ распространяются на органы местного самоуправления (муниципальные органы), прямо предусмотрена возможность передачи иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. В то же время специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях неоднократно подчеркивали: положения п. 11 ст. 161 БК РФ распространяются на органы местного самоуправления (муниципальные органы) только при исполнении бюджетной сметы (письма Минфина России от 02.06.2014 N 02-01-10/26423, от 03.04.2012 N 02-03-10/1129).
Исполнение бюджетной сметы является одним из бюджетных полномочий получателя бюджетных средств (ст. 162 БК РФ). В то же время в соответствии с положениями ст. 6 БК РФ казенные учреждения являются не только получателями бюджетных средств, но и могут быть наделены бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета. Учитывая, что казенное учреждение является самостоятельным субъектом учета и бюджетной отчетности, даже при отсутствии в положениях п. 2 ст. 160.1 БК РФ прямой нормы, предусматривающей возможность передачи администратором доходов своих полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии), передача казенным учреждением указанных полномочий в полной мере соответствует требованиям БК РФ. Таким образом, орган местного самоуправления (местной администрации), наделенный статусом юридического лица и являющийся самостоятельным участником бюджетного процесса, в соответствии с положениями ст. 161 БК РФ вправе принять решение о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности как в части полномочий получателя бюджетных средств, так и в части полномочий администратора доходов бюджета.
Более того, в соответствии с положениями абзаца четвертого п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), в случае выполнения субъектом бюджетной отчетности нескольких бюджетных полномочий при исполнении бюджета бюджетной системы РФ (получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицитов бюджетов) субъектом бюджетной отчетности формируется единый комплект бюджетной отчетности по совокупности выполняемых им полномочий. Соответственно, передача органом местного самоуправления иной организации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности в рамках операций по исполнению бюджетной сметы без одновременной передачи аналогичных полномочий администратора доходов бюджета противоречит требованиям Инструкции N 191н.
По общему правилу возможность передачи каких-либо бюджетных полномочий участников бюджетного процесса устанавливается непосредственно положениями статей БК РФ, определяющих перечень таких полномочий. Так, несмотря на наличие у органа местного самоуправления (местной администрации) как у главного администратора бюджетных средств возможности передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, такие органы не перестают выполнять иные полномочия главных администраторов бюджетных средств (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.06.2017 N 02-02-05/42411). Таким образом, передача полномочий по ведению бюджетного учета иной организации не освобождает орган местного самоуправления (орган местной администрации) от осуществления иных бюджетных полномочий, в том числе полномочий по составлению сводной отчетности, установленных положениями БК РФ в отношении него как главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета, а также осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ.
2. По общему правилу в целях централизации бухгалтерского (бюджетного) учета на уровне публично-правового образования в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации Программы оптимизации расходов бюджета субъекта РФ принимаются решения о создании централизованных бухгалтерий*(1). В то же время действующее законодательство не содержит запрета на передачу одним органом власти (местного самоуправления, местной администрации) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию отчетности другому органу власти (местного самоуправления, местной администрации) в случае, если на уровне публично-правового образования принято соответствующее решение.
Ранее специалисты финансового ведомства не отрицали наличие возможности возложения полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности на финансовый орган - Финансовое управление администрации муниципального образования, не передавая данные полномочия иной организации (централизованной бухгалтерии), но при условии, что финансовый орган является структурным подразделением администрации без образования юридического лица (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406).
В настоящее время проводится эксперимент по передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, начислению и оплате труда, иных выплат и связанных c ними обязательных платежей в бюджеты Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных органов в Федеральное казначейство и его территориальные органы (смотрите "План мероприятий ("Дорожная карта")...", утвержденный Федеральной службой по аккредитации и Федеральным казначейством 06.09.2017). Учитывая, что в силу положений ст. 166.1 БК РФ именно Федеральное казначейство на федеральном уровне осуществляет значительную часть функций финансового органа, решение о централизации учета на базе органа исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющего полномочия финансового органа публично-правового образования, не противоречит требованиями бюджетного законодательства РФ.
К сведению:
При определении состава функций, передаваемых иной организации, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность передачи функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (письма Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949, от 11.03.2016 N 02-07-05/13954).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
14 мая 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- п. 5.4 Плана мероприятий по реализации Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, утвержденного распоряжением Правительства Московской области от 16.12.2016 N 421-РП/46;
- План мероприятий по централизации бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в органах исполнительной власти области и государственных учреждениях области, утвержденный распоряжением Губернатора области от 20.04.2016 N 142-р;
- п. 2 постановления Администрации Волгоградской области от 26.12.2016 N 746-п "О дальнейших мерах по централизации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности";
- п. 2.1.5 Приложения 1 к Программе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017-2019 годы, утвержденной Постановлением администрации Тамбовской области от 30.03.2017 N 275;
- Раздел III Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета органов местного самоуправления ЗАТО Александровск и муниципальных учреждений ЗАТО Александровск, утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 29.06.2017 N 1266;
- п. 2.11 Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Сахалинской области на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 27.02.2018 128-р.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним