Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
19.06.2018
- Заказчиком является ГУП, которое в том числе организует проведение разного рода мероприятий, для обеспечения которых заключаются договоры аренды, кейтеринга, ивент-услуги и т.п. Согласно п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями от 09.01.2018) "настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: 12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации". Как понимать и как применять на практике данное положение закона?
Прежде отметим, что в настоящее время государственные унитарные предприятия при осуществлении закупок по общему правилу обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ст. 4 Закона N 321-ФЗ). Исключение в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ составляют следующие закупки:
- осуществляемые за счет грантов и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- привлечение иных лиц в целях исполнения контракта, заключаемого в качестве исполнителя (на этом основании закупки осуществляются в объемах, необходимых для исполнения контракта (смотрите письмо Минфина России от 19.09.2017 N 24-04-08/38124));
- без привлечения бюджетных средств унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.
Перечисленные закупки в силу указанной нормы унитарное предприятие вправе осуществлять в соответствии со своим положением о закупках в рамках требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ этот Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. При этом отметим, что Закон N 223-ФЗ не содержит определение понятия "закупка", какие-либо официальные разъяснения по данному вопросу на настоящий момент также отсутствуют. Однако косвенно из ряда положений Закона N 223-ФЗ (в частности из п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 этого Закона, согласно которым при закупке в размещаемом на официальном сайте извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, а также одновременно публикуется проект договора) следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. При этом положение о закупке должно регулировать также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Напомним, что договор порождает обязательства, то есть права и обязанности его сторон (ст. 307 ГК РФ), которые возникают с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Таким образом, на наш взгляд, под закупкой в Законе N 223-ФЗ понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение (в письме Минфина России от 17.01.2018 N 24-02-06/3353 разъяснено, что в качестве закупки Законом N 223-ФЗ следует рассматривать возмездное приобретение заказчиком товаров, работ, услуг независимо от целей такого приобретения).
В ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечислены отношения, не регулируемые этим Законом. В соответствии с п. 12 указанной части в перечень таких правоотношений входит исполнение заключенного заказчиком с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации. По существу приведенной нормы в отсутствие официальных разъяснений и сформировавшейся на данный момент правоприменительной практики мы можем лишь высказать собственное экспертное мнение, основывающееся исключительно на логике нормы.
На наш взгляд, из буквального прочтения п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ следует, что в нем речь идет о таких закупках, которые осуществляются для исполнения заказчиком уже заключенного конкретного договора с иностранным юридическим лицом, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации, если заказчик в силу условий такого договора обязан совершить поставку, оказать услугу, выполнить работу не на территории Российской Федерации. При этом, поскольку закон не содержит закрытого, исчерпывающего перечня таких закупок, равно как и каких-либо оговорок о неприменении этого правила в отношении каких-либо закупок, это правило распространяется на все закупки, необходимые для исполнения вышеуказанного договора. Например, если для исполнения заказчиком обязанности поставщика по договору поставки, заключенному с иностранным юридическим лицом, исполнение которого (то есть поставка как таковая) предполагается на территории иностранного государства, необходимо приобрести какой-либо товар (например, тару) либо услугу (например, перевозки груза), заказчик вправе осуществить закупку без соблюдения требований Закона N 223-ФЗ. Косвенно сказанное подтверждают разъяснения Минфина РФ, предоставленные в вышеуказанном письме от 17.01.2018 N 24-02-06/3353 в отношении порядка заключения заказчиками обязательных и сопутствующих договоров сторонами договора лизинга (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"): поскольку установленный ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечень случаев, на которые действие данного Закона не распространяется, является исчерпывающим, а отношения, связанные с заключением основных и сопутствующих договоров для исполнения договора лизинга, в этой норме не упомянуты, заключение таких договоров должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Соответственно, в случае если в силу ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ унитарное предприятие освобождено от необходимости соблюдать требования Закона N 44-ФЗ для осуществления той или иной закупки и при этом соблюдается условие п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, то есть заказчиком заключается договор, необходимый для исполнения другого договора, заключенного с иностранным юридическим лицом, за пределами Российской Федерации, такую закупку унитарное предприятие вправе осуществить и без соблюдения требований Закона N 223-ФЗ руководствуясь только действующим гражданским законодательствам.
На наш взгляд, к таким случаям, очевидно, относятся закупки для обеспечения проведения разного рода мероприятий за рубежом, если такое мероприятие проводится по договору с иностранным юридическим лицом, тем более что такого рода закупки могут осуществляться в месте проведения мероприятия, на территории иностранного государства и, соответственно, в соответствии с законодательством такого государства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
28 мая 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним