Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

02.03.2012
ВОПРОС:
Коммерческая организация, оказывающая услуги бань, имеет на территории банного комплекса ресторан.
Напитки и продукты, заказанные в ресторане, проносить в банное помещение можно. При этом администрация банного комплекса сообщает, что в случае проноса своих продуктов посетителям будем отказано в оказании банных услуг.
Правомерно ли такое требование?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Коммерческая организация не вправе устанавливать для посетителей запрет проносить на территорию банного комплекса напитки и продукты питания, приобретенные за его пределами, и отказывать в предоставлении банных услуг по причине нарушения этого запрета.

Обоснование вывода:
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, услуги бань и душевых относятся к бытовым услугам. Оказание населению бытовых услуг регламентируется публичным договором на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ. Пунктом 2 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются для всех потребителей. Иными словами, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (например, льготы для отдельных категорий потребителей).
Согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Также в соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания (услуги бань) в соответствии с Законом о защите прав потребителей регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025 (далее - Правила бытового обслуживания). При этом потребитель должен быть проинформирован об оказываемых услугах и ознакомлен с правилами и нормами поведения в банях и душевых, банно-оздоровительных комплексах, при наличии плавательного бассейна - с правилами пользования бассейном.
Основные правила и нормы поведения в банных комплексах содержатся в Санитарных правилах устройства, оборудования и содержания бань (утверждены зам. Главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г. N 982-72). Так, согласно п. 24 указанных правил посетителям не разрешается:
а) курить в раздевальных, мыльных и парильных;
б) вносить в мыльные и парильные бутылки, стеклянные предметы и белье;
в) стирать белье;
г) употреблять различные лекарственные средства (натирание тела мазями и пр.);
д) выносить тазы из мыльной.
Таким образом, указанный нормативно-правовой акт не запрещает проносить свои напитки и продукты питания в помещение бани.
В силу положений Закона о защите прав потребителей и Правил оказания бытовых услуг коммерческие организации вправе самостоятельно установить свой порядок обслуживания посетителей, не противоречащий законодательству РФ, который будет обязателен для каждого посетителя (например запрещение нахождения в верхней одежде, общий запрет проносить любые продукты питания вне зависимости от места приобретения и т.д.) Однако в силу п. 2 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не может установить дискриминационное условие о зависимости права на посещение бани от места и оснований приобретения проносимых с собой вещей.
К сожалению, не удалось найти каких-либо материалов судебной практики, где предметом рассмотрения был бы вопрос об ограничении возможности проносить с собой продукты питания в баню. Тем не менее подобный вопрос на примере кинотеатра и кафе неоднократно рассматривался судами, а также контролирующими органами (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 января 2011 г. по делу N А33-12128/2010, ФАС Уральского округа от 26 января 2009 г. N Ф09-10590/08-С1, а также информацию на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - http://24.rospotrebnadzor.ru/directions/rez_nadzor/ZPP/42540/, в которых выражена аналогичная точка зрения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Решетова Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

15 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики