Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
29.06.2018
- В 2017 году организацией была выявлена и исправлена ошибка в оплате листка нетрудоспособности за 2014 год (при расчете пособия был неправильно применен МРОТ: страховой случай наступил 31.12.2013, а МРОТ применен за 2014 год). Сотрудник добровольно внес сумму переплаты по больничному листу в размере 91,84 рубля на расчетный счет, были доначислены и уплачены страховые взносы на материнство в размере 91,84 рубля. Организация доначислила и уплатила пени за недоплату страховых взносов за весь период (с 2014 года по дату уплаты 2017 года). Суммы страховых взносов и пени были уплачены на КБК, действующие до 01.01.2017. Корректирующий отчет 4-ФСС за 2014 год не подавался, так как не предусмотрен. Фонд оплаты труда за 2017 год, база для начисления страховых взносов за 2017 год не корректировались, данная ошибка при сдаче расчета по страховым взносам за 2017 год не отражалась в отчете, так как в расчете по страховым взносам не предусмотрены КБК до 01.01.2017. Согласно сверке расчетов по страховым взносам с налоговым органом теперь в карточке расчетов с бюджетом местного уровня (далее - карточка РСБ, КРСБ) числится переплата, которая не увеличивает текущие начисления. Как исправить ошибку в переходный период (с учетом того обстоятельства, что указанные в вопросе перечисления страховых взносов были произведены по старым КБК)? Правильно ли организация поступила, уплатив взносы на КБК?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Если денежные средства в счет перерасчета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году перечислялись вашей организацией по КБК 182 1 02 02090 07 1000 160, а пени по КБК 182 1 02 02090 07 2100 160, то организации не требуется инициировать процедуру уточнения платежа.
В противном случае уточнение платежа по страховым взносам производится в порядке, изложенном в ответе.
2. В рассматриваемой ситуации организации следует представить уточненный Расчет по страховым взносам по форме 4-ФСС за 2014 год в территориальный орган ФСС РФ.
3. Организация правомерно не отразила в Расчете по страховым взносам за 2017 год сумму произведенного перерасчета за 2014 год.
Обоснование позиции:
1. В настоящее время порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется соответствующими нормами НК РФ.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) начиная с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы (смотрите также письмо ФНС России от 05.12.2016 N ЗН-4-1/23090@).
С этой даты платежные поручения на уплату страховых взносов необходимо заполнять по-новому. В частности, первые три знака значения КБК, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, должны принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба (смотрите информацию ФНС России от 23.12.2016).
КБК - понятие, определяемое бюджетным законодательством. Так, в соответствии с п. 1 ст. 18 БК РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
По мнению финансового ведомства, КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа (письмо Минфина России от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145).
Приказом Минфина России от 07.12.2016 N 230н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания), утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (смотрите также письмо ФНС России от 30.12.2016 N ПА-4-1/25563@).
Согласно данным изменениям за налоговыми органами закреплены коды доходов бюджетов по учету страховых взносов на социальное страхование за периоды до 1 января 2017 года и после 1 января 2017 года.
КБК для учета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 соответствуют КБК, закрепленным за государственными внебюджетными фондами в 2016 году с изменением значения главы администратора доходов.
Так, согласно Указаниям, письму ФНС России от 30.12.2016 N ПА-4-1/25563@:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) перечисляются по следующему КБК: 182 1 02 02090 07 1000 160;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пени по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02090 07 2100 160. Смотрите также письма ФНС России от 23.12.2016 N ЗН-4-1/24807@, от 11.01.2017 N ЗН-4-1/173@ (в которых представлена Сопоставительная таблица доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов доходов бюджетов на 2017 год, к применявшимся в 2016 году).
Если в рассматриваемой ситуации КБК были указаны верно, то организации не требуется инициировать процедуру уточнения платежа. В противном случае уточнение платежа по страховым взносам следует осуществлять в следующем порядке.
В случае, когда ошибка в платежном поручении обнаружена самим налогоплательщиком, в налоговый орган необходимо представить заявление в произвольной форме с просьбой уточнить (смотрите также Энциклопедию решений. Уточнение платежа по налогу и страховым взносам):
- основание платежа;
- тип и принадлежность платежа;
- налоговый период;
- статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Смотрите также Энциклопедию решений. Порядок уточнения платежа по страховым взносам (до 31 декабря 2016 года).
В заявлении также следует указать:
- дату, номер платежного поручения, в котором допущена ошибка;
- назначение и сумму платежа;
- реквизит (поле) платежного поручения, заполненный неправильно;
- правильно заполненный реквизит (поле) платежного поручения.
Смотрите Примерную форму заявления об уточнении реквизитов платежного поручения на уплату налога (подготовлено экспертами компании "Гарант").
В том случае, когда подлежит уточнению платеж по страховым взносам на ВНиМ, денежные средства по которому поступили после 01.01.2017 (как в рассматриваемой ситуации), заявление подается в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных НК РФ, и реквизиты которого указываются в платежном поручении (п. 2 письма ФНС России и ПФР от 06.06.2017 N ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158)*(1).
2. Как указано в вопросе, согласно сверке расчетов по страховым взносам с налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом местного уровня числится переплата, которая не увеличивает текущие начисления.
Действительно, если организация уплатила сумму взносов на ВНиМ по должным КБК, то по данным налогового органа в КРСБ будет числиться переплата по взносам на ВНиМ и пеням. Как мы полагаем, это связано с тем, что такой переплате не корреспондирует какая-либо отчетность, корректирующая суммы ранее причитающихся к уплате страховых взносов, в частности, взносов на ВНиМ.
Как уже сказано выше, с 1 января 2017 года уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование работающего населения, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОПС, ОМС и ВНиМ) производится в соответствии с нормами НК РФ. Функции по администрированию этих страховых взносов переданы налоговым органам. Права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют и в отношении плательщиков страховых взносов (п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Изменения, касающиеся администрирования страховых взносов, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) в ряд законов*(2), регулирующих правоотношения в системе обязательного страхования. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на ОПС, ОСС (ВНиМ) и ОМС работающего населения, с 2017 года регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года.
С учетом внесенных изменений отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года представляется плательщиками страховых взносов в налоговые органы по единой форме в порядке, предусмотренном ст.ст. 431 и 432 НК РФ. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
Одновременно установлено, что по страховым взносам, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года:
- расчеты (уточненные расчеты) представляются в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке, установленном законодательством РФ о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ);
- контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в государственные внебюджетные фонды осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС РФ также в прежнем порядке (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);
- взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам), а также возврат переплаты за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых Фондами. Необходимые сведения по принятым решениям Фонды направляют в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия (ст. 4 Закона N 243-ФЗ, ст.ст. 19, 21 Закона N 250-ФЗ).
Напомним, что частью 1 ст. 19 Закона N 250-ФЗ на органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).
Как указано в письме ФНС России от 25.08.2017 N ЗН-19-22/220@, вся информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды до 01.01.2017 и по результатам контрольной работы отражается в информационном ресурсе налогового органа в лицевом счете плательщика на основании сведений, представленных Фондами в электронном виде. В связи с этим в случае обращения плательщика по вопросам несоответствия данных, представленных Фондами, налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения.
В таком случае получается, что если переданное ФСС в отношении вашей организации сальдо расчетов по взносам ВНиМ по состоянию на 01.01.2017 не содержало ни недоимок, ни переплат, то поступившая сумма взносов и пеней за периоды, истекшие до 01.01.2017, сформировала в КРСБ переплату, которая не увеличивает текущие начисления (начисления 2017-2018 гг.).
Как указано в письме ФНС России от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@ (в отношении ситуации после 2017 года), в соответствии с п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай ВНиМ, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика (ФСС), проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету. При получении указанного решения плательщику страховых взносов необходимо уточнить данные о суммах расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, на сумму не подтвержденных расходов.
В вашем случае ошибку в начислении пособия выявила сама организация, а не ФСС, тем не менее, суть ошибки также свелась к тому, что сумма расходов в размере 91,84 руб. не могла быть принята к зачету в счет уплаты взносов в 2014 году. То есть начиная с 2014 года (и до момента уплаты в 2017 году), у организации имелась перед ФСС задолженность и суммы пеней по этому долгу.
Однако, поскольку ситуация имела место в периоде до 2017 года, то есть в периоде, когда контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляли фонды, исправления следует вносить в прежнем порядке.
Как было указано в части 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно п. 1 части 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ если уточненный расчет представляется после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
В вашем случае порядок действий организации был иной - в 2017 году были уплачены суммы задолженности по взносам и суммы пеней. Уточненный же расчет (4-ФСС) не подавался.
На наш взгляд, чтобы урегулировать расчеты, организации нужно подать в ФСС уточненный расчет по форме 4-ФСС за 2014 год, сопроводив его письмом и копиями платежных поручений на уплату взносов и пеней. Далее, как мы полагаем, после камеральной проверки уточненного расчета ФСС в рамках взаимодействия с налоговым органом проинформирует последний о сумме начисленных по уточненному расчету взносов. Поскольку сумма задолженности и пени уже уплачены организацией, полагаем, что привлечение к ответственности ей не грозит. Сумма переплаты в итоге должна быть зачтена налоговым органом. Единственное, что, возможно, может повлечь претензии, это то, что пени рассчитаны не на дату подачи уточненного расчета, а на более раннюю.
Напомним, согласно п. 5 ст. 17 Закона N 212-ФЗ уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения. Подав уточненный Расчет по форме 4-ФСС за 2014 год, организация тем самым скорректирует первичный (предыдущий) расчет, содержащий ошибочные сведения.
Если этого не сделать, то сумма переплаты так и будет числиться в КРСБ в налоговом органе. При этом мы не оцениваем вероятность обнаружения ФСС в 2018 году ошибки в исчислении пособия по нетрудоспособности в 2014 году.
3. Как верно отмечено в вопросе, подавать уточненный Расчет по страховым взносам в 2017 году не требовалось.
Так, согласно п. 1 ст. 80 НК РФ расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено НК РФ. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных гл. 34 НК РФ.
При этом в силу п. 1, п. 7 ст. 81 НК РФ, а также п. 1.2 Порядка заполнения Расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@, при обнаружении плательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, повлекших за собой занижение суммы страховых взносов, подлежащих уплате, в обязательном порядке представляется уточненный расчет. Но эти нормы касаются страховых взносов, уплачиваемых согласно положениям главы 34 НК РФ (а не по Закону N 212-ФЗ).
С учетом изложенного полагаем, что организация правомерно не отразила в Расчете по страховым взносам за 2017 год сумму произведенного перерасчета за 2014 год.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
9 июня 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
--------------------------------------------------------
*(1) Если подлежит уточнению платеж по страховым взносам на ВНиМС, денежные средства по которому перечислялись до 01.01.2017 в ФСС РФ, указанное заявление подается в территориальное отделение ФСС РФ (по принадлежности) (п. 1 письма ФНС России и ПФР от 06.06.2017 N ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158, пп. 10 п. 5.2 Порядка..., утвержденного ФНС России и Правлением ФСС РФ от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П).
*(2) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ), Федеральный законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ), Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ), Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ), Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ).
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним