Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

10.07.2018
ВОПРОС:
Орган местного самоуправления - администрация передает из казны муниципальному казенному учреждению библиотечный фонд, который учитывается в казне в составе материальных запасов.
Какими корреспонденциями счетов передать от администрации казенному учреждению библиотечный фонд? Какими бухгалтерскими записями принять имущество в казенном учреждении в составе основных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете органа местного самоуправления - администрации межведомственная передача имущества осуществляется с применением счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям".
В бюджетном учете муниципального казенного учреждения принятие имущества осуществляется с применением счета 1 401 10 189 "Иные доходы". При этом порядок первоначального отражения имущества в составе соответствующих групп нефинансовых активов по причине различий в учете у передающей и принимающей сторон необходимо урегулировать в рамках формирования своей учетной политики.

Обоснование вывода:
Для учета объектов имущества, составляющих муниципальную казну муниципальных образований, используется счет 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны" в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов (п. 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В свою очередь, библиотечный фонд учреждения госсектора (за исключением периодических изданий), принимается к учету в качестве объектов основных средств. Начиная с 2018 года в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, а также нормами Инструкции N 157н объекты библиотечного фонда больше не выделяются в отдельную группу, а подлежат учету в составе прочих основных средств на счете 101 08 "Прочие основные средства".
Так как в органе местного самоуправления библиотечный фонд учитывается как имущество казны в составе материальных запасов, то прежде чем осуществить межведомственную передачу необходимо проверить правильность отражения передаваемых объектов в составе материальных запасов. В случае, если будет выяснено, что книги были учтены в составе материальных запасов ошибочно, то в бюджетном учете администрации перед оформлением передачи целесообразно оформить исправительные записи.
В то же время, если передаваемые объекты были учтены в составе материальных запасов в соответствии с требованиями Инструкции 157н, то есть факт ошибки отсутствует, то передача осуществляется с того аналитического счета, на котором учтены такие объекты, в данном случае в качестве выбытия со счета 1 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну" (п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н). При этом не имеет значения, что у принимающей стороны данные объекты будут учтены в составе библиотечного фонда в качестве объектов основных средств.
Исправление ошибок, выявленных в регистрах бухгалтерского учета, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В 2018 году для целей обособления ошибок прошлых лет могут применяться, в частности, счета: 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному", 304 96 "Иные расчеты прошлых лет", 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 19 "Доходы прошлых лет", 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 29 "Расходы прошлых лет".
Отметим, что детальный порядок применения указанных счетов положениями Инструкции N 162н не урегулирован. Поэтому в случае необходимости исправления ошибок прошлых лет конкретный порядок применения новых счетов органу государственной власти следует согласовать в порядке, предусмотренном пунктом 2 Инструкции N 162н, и закрепить положениями учетной политики.
Если планируемые к передаче книги были учтены в составе имущества казны в качестве материальных запасов ошибочно, то для целей исправления подобной ошибки, по нашему мнению, могут быть использованы счета 304 86 или 304 96 в зависимости от периода, в отношении которого обнаружена ошибка. При этом бухгалтерские записи могут быть оформлены следующим образом:
1. Дебет КРБ 1 108 56 340 Кредит КРБ 1 304 86 730 (КРБ 1 304 96 730) - методом "Красное сторно" отражено исправление ошибки по учету стоимости библиотечного фонда в составе материальных запасов;
2. Дебет КРБ 1 108 52 310 Кредит КРБ 1 304 86 730 (КРБ 1 304 96 730) - дополнительной бухгалтерской записью отражено принятие к учету библиотечного фонда в составе основных средств.
Если передача осуществляется в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям, то данная хозяйственная операция отражается с применением счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям". Таким образом, дальнейшая передача объектов имущества казны может быть оформлена следующим образом:
Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 108 56 440 (108 52 410).
В отношении принимающей стороны - муниципального казенного учреждения отметим следующее.
Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется, если иное не установлено Инструкцией N 157н, на основании решения постоянно действующей комиссии, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). При передаче объектов нефинансовых активов между субъектами учета, в том числе при закреплении права оперативного управления, оформляется Акт о приеме-передаче объектов НФА (ф. 0504101).
Согласно положениям Методических указаний (Приложение 5 к Приказу N 52н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных расчетах, используется Извещение (ф. 0504805).
Таким образом, принятие к балансовому учету объектов библиотечного фонда по стоимости, сформированной при безвозмездном получении, при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется на основании Актов о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещении (ф. 0504805).
В случае, если должностными лицами администрации будет принято решение о передаче библиотечного фонда, учтенного в составе казны, как материальных запасов, то у принимающей стороны - казенного учреждения возникает вопрос о первоначальном отражении в учете данных объектов: сразу в составе объектов основных средств либо в составе материальных запасов аналогично тому, как они были отражены в момент передачи.
Отметим, что ни в Инструкции N 157н ни в Инструкции N 162н данный вопрос не урегулирован. Соответственно, конкретный порядок отражения операций в подобных ситуациях желательно предусмотреть в учетной политике.
Указание на то, как это сделать, содержится в п. 1.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120. В нем отмечено, что коды корреспондирующих счетов, которые казенные учреждения и органы власти отражают в графе 9 Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) при ведомственном или межведомственном приеме-передаче активов, должны быть идентичными у передающей и принимающей стороны. Расхождения в части кодов КОСГУ по увеличению (уменьшению) активов в Справке (ф. 0503125) не допускается. В то же время при приеме-передаче нефинансовых активов допускается их реклассификация. Следовательно, в учетной политике казенного учреждения для подобных ситуаций можно предусмотреть такие положения.
1. В случае поступления объектов нефинансовых активов от организаций госсектора, в том числе из состава имущества казны с которыми производится сверка взаимных расчетов для (свода) консолидации бюджетной отчетности, полученные объекты первоначально принимаются к учету в составе тех же групп и видов имущества, что и у передающей стороны.
2. По материальным ценностям, полученным безвозмездно от организаций госсектора, в том числе из состава имущества казны в качестве основных средств или материальных запасов, проверяется их соответствие критериям учета в составе основных средств или материальных запасов, обоснованность отнесения к группам (видам) имущества на основании действующего законодательства и учетной политики. При необходимости, сразу же после постановки активов на учет на основании Извещения, они переводятся в состав основных средств или материальных запасов, иных групп (видов) имущества.
Таким образом, казенное учреждение может сначала принять библиотечный фонд в состав материальных запасов, то есть так же, как он учитывался в составе имущества казны, чтобы корректно сформировалась консолидированная отчетность, а затем провести реклассификацию для учета библиотечного фонда в составе основных средств. В бюджетном учете принимающей стороны - муниципального казенного учреждения данные операции оформляются следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 189
- принятие к учету безвозмездно полученного библиотечного фонда;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 44
- отражено выбытие библиотечного фонда из состава материальных запасов;
3. Дебет КРБ 1 101 38 310 Кредит КДБ 1 401 10 172
- принятие к учету библиотечного фонда в составе основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

22 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики