Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.07.2018
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
1. Распространяется ли действие федерального стандарта "Аренда" на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры?
2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость?
3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС "Аренда". При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие "справедливая стоимость" закреплено в п. 52 СГС "Концептуальные основы" и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

Обоснование вывода:
1. Начиная с 01.01.2018 хозяйственные операции по договорам безвозмездного пользования отражаются в учете бюджетных учреждений в соответствии с требованиями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда").
Так, пунктом 2 СГС "Аренда" прямо предусмотрено, что нормы СГС "Аренда" применяются в том числе и при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих по договору безвозмездного пользования.
При этом объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей стандарта в качестве объектов учета аренды (п. 8 СГС "Аренда").
Однако из данного правила есть исключения. Нормы СГС "Аренда" применяться не будут, в частности, если имущество предоставляется в пользование балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества (п.п. 32, 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Порядок отражения в бухгалтерском учете активов, переданных в безвозмездное пользование, будет зависеть от классификации договора: в качестве операционной или неоперационной (финансовой) аренды. Например, от определения вида аренды будет зависеть, останется ли объект основных средств на балансовых счетах бюджетного учреждения - ссудодателя или нет.
Классификация объекта учета аренды, в том числе отнесение договора к операционной или финансовой аренде, относится к сфере профессионального суждения должностных лиц учреждения (раздел III.1, раздел IV.1 письма Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее - Методические рекомендации) и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12-14 СГС "Аренда".
Поэтому прежде всего бюджетному учреждению следует проанализировать заключаемые договоры на предмет их классификации для целей отнесения к операционной или финансовой аренде. В случае заключения договора безвозмездного пользования комиссии необходимо определить предполагаемый срок, на который было передано имущество, сравнить его с оставшимся сроком полезного использования объекта и принять окончательное решение. При определенных обстоятельствах такие договоры могут быть классифицированы как договоры операционной аренды (смотрите, например, письмо Минфина России от 07.03.2018 N 02-07-10/14794). В то же время, если договором предусмотрено право выкупа объекта или планируется его окончательная передача ссудополучателю в собственность, то такие договоры вполне обоснованно могут быть отнесены к договорам финансовой аренды (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
В любом случае решение об отнесении заключаемых договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом к тому или иному виду аренды находится в компетенции должностных лиц учреждения.
При классификации объектов учета в качестве объектов операционной аренды в учете у ссудодателя факт передачи имущества в безвозмездное пользование отражается как операции по внутреннему перемещению на балансовых счетах. Исключение - передача в пользование части инвентарного объекта основного средства (например, помещения в здании), если субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества. В этом случае операции по внутреннему перемещению объекта НФА не отражаются.
Одновременно факт передачи имущества в пользование отражается в качестве увеличения забалансового счета 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование". Кроме того, в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отражается запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу.
Согласно п. 24 СГС "Аренда" при операционной аренде амортизация по объекту имущества, переданного в пользование, начисляется в обычном порядке, но учитывается обособленно.
В то же время при классификации объектов учета в качестве объектов финансовой аренды в учете у ссудодателя факт передачи объекта финансовой аренды отражается как операции по выбытию объектов нефинансовых активов. При передаче в аренду части объекта НФА предварительно в учете подлежат отражению операции по обособлению такой части в качестве операций по разукомплектации. Одновременно информация о переданном в финансовую аренду объекте также отражается на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".
В любом случае бюджетному учреждению следует признать доходы будущих периодов от предоставления права пользования активом в сумме справедливой стоимости арендных платежей. Начисление доходов от предоставления права пользования активом при передаче имущества в безвозмездное пользование отражается по дебету счета 0 210 05 560 и кредиту счетов 0 401 40 121 или 0 401 40 122 (абзац 10, 11 п. 158 Инструкции N 174н). Одновременно сумма справедливой стоимости арендных платежей отражается в качестве отложенных расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом. Начисление расходов будущих периодов от передачи в безвозмездное пользование объектов нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 401 50 2ХХ и кредиту счета 0 210 05 660 (абзац 5, 6 п. 160 Инструкции N 174н).
Выбор подстатьи КОСГУ в отношении счета 0 401 50 2ХХ будет зависеть от организационно-правовой формы учреждения (организации), которой передается в пользование имущество, в частности:
- с применением подстатьи 241 "Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" КОСГУ необходимо отражать передачу имущества государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
- с применением подстатьи 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" КОСГУ необходимо отражать передачу имущества юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и предприятий), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
2. В соответствии с п. 26 СГС "Аренда" объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях. В свою очередь, основные методы и порядок определения справедливой стоимости установлен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
В данном случае для целей определения справедливых арендных платежей следует использовать метод рыночных цен. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС "Концептуальные основы").
Таким образом, должностным лицам учреждения для определения справедливых арендных платежей следует изучить рынок спроса и предложения по передаче в аренду (на рыночных условиях) аналогичных (схожих) объектов или недавние сделки с такими объектами. То есть необходимо определить, сколько было бы получено доходов, если бы объект был передан в аренду на рыночных условиях. Причем рыночную стоимость аренды можно запросить в органе по управлению имуществом, если в рамках соответствующего публично-правового образования он наделен соответствующими полномочиями. Также могут быть взяты предложения по аналогичным или схожим объектам из сети Интернет, в том числе данные порталов местных администраций о сдаче в аренду муниципального имущества.
Отметим, что ни СГС "Аренда", ни СГС "Концептуальные основы" не предусмотрено никаких специальных требований по вопросу определения аналогичности (схожести) объектов, решение подобных вопросов относится к компетенции соответствующих должностных лиц учреждения (комиссии).
Обратите внимание, что действующее законодательство не содержит обязательного требования об обращении к оценщикам или независимым экспертам в отношении определения справедливой стоимости. Оценка может осуществляться на основании заключения должностных лиц учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально (п. 59 СГС "Концептуальные основы").
3. Таким образом, если бюджетное учреждение - передающая сторона примет решение о классификации заключаемых начиная с 2018 года договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом в качестве операционной аренды, то в бухгалтерском учете данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 101 ХХ 310 - отражена передача права пользования активом;
2. Увеличение забалансового счета 26 - учтена стоимость переданного имущества в забалансовом учете;
3. Дебет 0 401 20 271 Кредит 0 104 ХХ 411 - отражено начисление амортизации (ежемесячно);
4. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 401 40 121 - отражено начисление доходов от предоставления права пользования активом в сумме справедливой стоимости;
5. Дебет 0 401 50 241 (0 401 50 242) Кредит 0 210 05 660 - отражено начисление расходов будущих периодов в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций);
6. Дебет 0 401 40 121 Кредит 0 401 10 121 - признание ожидаемых доходов доходами текущего финансового года в сумме справедливой стоимости арендного платежа (ежемесячно);
7. Дебет 0 401 20 241 (0 401 20 242) Кредит 0 401 50 241 (0 401 50 242) - отражено признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций).
Если же бюджетное учреждение - передающая сторона примет решение о классификации заключаемых начиная с 2018 года договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом в качестве финансовой аренды, то в бухгалтерском учете данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Отражено выбытие объекта, переданного в пользование:
1.1. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 ХХ 410 - в сумме остаточной стоимости;
1.2. Дебет 0 104 ХХ 411 Кредит 0 101 ХХ 410 - в сумме начисленной амортизации;
1.3. Увеличение забалансового счета 26 - учтена стоимость переданного имущества в забалансовом учете;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 401 40 122 - отражено начисление доходов от передачи имущества в безвозмездное пользование в сумме справедливой стоимости;
3. Дебет 0 401 50 241 (0 401 50 242) Кредит 0 210 05 660 - отражено начисление расходов будущих периодов в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций);
4. Дебет 0 401 40 122 Кредит 0 401 10 122 - признание ожидаемых доходов доходами текущего финансового года в сумме справедливой стоимости арендного платежа (ежемесячно);
5. Дебет 0 401 20 241 (0 401 20 242) Кредит 0 401 50 241 (0 401 50 242) - отражено признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций).
В то же время в случае, если в бюджетном учреждении имеются договоры, заключенные в предыдущие отчетные периоды и продолжающие действовать в 2018 году, то есть "переходящие" договоры, ссудодатель должен сформировать входящие остатки с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" в порядке, определенном Методическими указаниями, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83463.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту "Аренда" у ссудодателя (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет льготной аренды по стандарту "Аренда" у арендодателя (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

28 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики