Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
18.07.2018
- Федеральным бюджетным учреждением в 2017 году был заключен госконтракт за счет средств субсидии на выполнение госзадания (КФО "4") на поставку оборудования и перечислен авансовый платеж в размере 30%. Госконтракт расторгнут в конце 2017 года и начата претензионная работа. Дебиторская задолженность по авансовым платежам перенесена на счет 209.
Перечисление аванса отражалось в 2017 году по коду 244 КВР, статье 310 КОСГУ. Дебиторская задолженность по авансовому платежу была перенесена на счет 209 00 по КФО "4" в конце 2017 года, когда расторгли договор. Поступление денежных средств в 2018 году осуществляется контрагентом добровольно. Государственное задание в 2017 году было выполнено. Денежные средства уже поступили, как невыясненные, по коду 180 АнКВД. Отчетность сдается полугодовая (формы 0503737, 0503723, 0503769).
Как правильно отразить в учете (по какому КФО, КБК и КОСГУ) и отчетности поступление денежных средств в погашение данной задолженности в текущем финансовом году?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление денежных средств в погашение дебиторской задолженности прошлого года отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по КФО "4" путем увеличения забалансового счета 17 с указанием КВР 244 и статьи 510 КОСГУ, в бухгалетрской отчетности - в соответствии с положениями Инструкции N 33н.
Обоснование вывода:
Расчеты по компенсации расходов прошлых лет учитываются бюджетным учреждением с применением счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н, п.п. 108, 109 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н). Данный счет был введен приказом Минфина России от 31.03.2018 N 66н, положения которого применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2018 года.
Таким образом, задолженность, перенесенная в 2017 году в соответствии с абзацем 12 п. 109 Инструкции N 174н на счет 4 209 30 000, в 2018 году должна быть перенесена на счет 4 209 34 000.
Конкретный порядок такого переноса разрабатывается в учреждении самостоятельно по согласованию в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н и закрепляется в его учетной политике. К примеру, на уровне входящих остатков по счету 209 34 могут быть применены записи, аналогичные записям при формировании входящих остатков в связи с изменением состава групп основных средств, формирующих аналитику синтетического счета 101 00 (письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257, раздел "Первое применение СГС "Основные средства" письма Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В отношении кода финансового обеспечения (КФО) отметим следующее. При переносе суммы дебиторской задолженности остаток по счету 209 30 должен быть учтен по тому КФО, по которому он числился на счете 206 00 (абзац 12 п. 109 Инструкции N 174н, письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506, Приложение к письму Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805). Соответственно, дебиторская задолженность на счете 209 34 должна быть отражена по КФО "4". Поступление денежных средств в текущем финансовом году в погашение задолженности отражается также по КФО "4".
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам (в том числе контрактам или иным договорам, расторгнутым в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий контракта или иного договора) отражаются по статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ (п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). Кроме того, исходя из требований п. 365 Инструкции N 157н, п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), суммы поступлений от восстановления расходов прошлых лет отражаются на забалансовом счете 17 в разрезе "расходной" аналитики. Соответственно, в целях корректного формирования бухгалтерской отчетности бюджетным учреждениям необходимо обеспечить ведение аналитического учета сумм возвратов дебиторской задолженности прошлых лет не только в разрезе статей (подстатей) КОСГУ, но и в разрезе кодов (составных частей) кодов классификации расходов бюджета. Например, по тому коду видов расходов, по которому ранее были отражены соответствующие расходы. Так, в отношении квартальной отчетности, составляемой в 2017 году, специалисты Минфина России совместно с Федеральным казначейством указывали, что строка 950 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в части возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам детализируется в разрезе кодов видов расходов (п. 2.2 приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете операции по зачислению на лицевой счет бюджетного учреждения суммы дебиторской задолженности прошлых лет по забалансовому счету 17 отражается увеличение с указанием КВР 244 и статьи 510 КОСГУ.
Принимая во внимание, что учет операций со средствами бюджетного учреждения осуществляется по кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации, исходя из экономического содержания поступлений и выплат (п. 5 Порядка проведения территориальными органами федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н), уточнять невыясненные поступления следует с учетом названных выше кодов.
Для учета невыясненных поступлений предназначен счет 205 81 "Расчеты по невыясненным поступлениям" (п. 199 Инструкции N 157н, п. 92 Инструкции N 174н). Вместе с тем в Инструкции N 174н отсутствуют бухгалтерские записи, отражающие расчеты по невыясненным поступлениям. Соответственно, учреждение вправе самостоятельно определить конкретные проводки по уточнению невыясненных поступлений, согласовав их в порядке, установленном п. 4 Инструкции N 174н. Исходя из методологии бухгалтерского учета и сути хозяйственной операции по уточнению невыясненных поступлений, в бухгалтерском учете данная операция может быть отражена путем выбытия денежных средств с кода, на котором они учитывались в качестве невыясненных поступлений, и путем поступления на уточненный код. Такой порядок отражения в учете будет соответствовать выписке по лицевому счету.
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 4 401 30 000 Кредит 4 209 30 660,
Дебет 4 209 34 560 Кредит 4 401 30 000
- в межотчетный период отражено перенесение задолженности на счет 209 34;
2. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 205 81 660
увеличение забалансового счета 17 (180 АнКВД, 181 КОСГУ)
- на лицевой счет зачислены невыясненные поступления;
3. Дебет 4 205 81 560 Кредит 4 201 11 610,
уменьшение забалансового счета 17 (180 АнКВД, 181 КОСГУ)
- отражено уточнение невыясненного поступления;
4. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 209 34 660,
увеличение забалансового счета 17 (244 КВР, 310 КОСГУ)
- отражено поступление дебиторской задолженности по расходам прошлых лет по уточненному коду.
В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) возврат расходов прошлых лет отражается в строках 591 (с "плюсом") и 710 (с "минусом") раздела 3, а также в строке 951 раздела 4 с указанием кода аналитики 510 (п.п. 44, 44.1 Инструкции N 33н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.04.2018 NN 02-06-07/26400, 07-04-05/02-7273).
В Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) возврат расходов прошлых лет отражается в строках 421 (с "минусом") и 501 (с "минусом") раздела 3 (п. 55.1 Инструкции N 33н).
В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), заполняемой по счету 209 34, в графе 2 раздела 1 отразится остаток на начало года, а в графе 7 раздела 1 - сумма поступления дебиторской задолженности прошлых лет (п. 69 Инструкции N 33н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
27 июня 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним