Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

25.07.2018
ВОПРОС:
Организация совмещает два налоговых режима - общую систему налогообложения и ЕНВД. Под систему налогообложения ЕНВД выделены автотранспортные услуги по перевозке грузов. В настоящее время организация открыла обособленные подразделения, где будет приниматься только оплата как за товар (по общей системе налогообложения), так и за автотранспортные услуги по перевозке грузов (по ЕНВД).
Обособленные подразделения (организация по месту нахождения обособленных подразделений) зарегистрированы в установленном порядке, как и применяемые ККТ - по месту их использования (эксплуатации). Обособленные подразделения организации находятся в пределах одного муниципального образования (города). В кассовом чеке при оплате за автотранспортные услуги прописывается: "НДС не облагается, система налогообложения - ЕНВД".
Нужно ли регистрировать ЕНВД по автотранспортным услугам по каждому обособленному подразделению (фактически весь автотранспорт находится в головном офисе, у подразделений в аренде нет ни одной единицы автотранспорта)?
Правомерен ли в данном случае прием оплаты за автотранспортные услуги (по ЕНВД) в подразделениях?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. При оказании автотранспортных услуг организация подлежит постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД только по месту своего нахождения (абзац 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).
2. Мы не видим препятствий для приема оплаты за товары, работы, услуги в рамках общего режима налогообложения и применения ЕНВД, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения, оборудованного одной ККТ.

Обоснование вывода:
Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог, ЕНВД) в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг предусмотрено нормой пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
В силу положений п. 2 ст. 346.28 НК РФ организации, уплачивающие ЕНВД (изъявившие желание перейти на уплату единого налога), в том числе по виду предпринимательской деятельности, указанному в пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту нахождения организации.
Здесь же отметим, что нормы п. 2 ст. 346.28 НК РФ в части порядка постановки на учет в налоговых органах (в том числе организаций) в качестве плательщиков ЕНВД не претерпели существенных изменений начиная с 01.01.2009 - с вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ. В связи с этим считаем актуальными разъяснения, данные в свое время Минфином России в письмах от 02.02.2010 N 03-11-06/3/15 и от 29.01.2010 N 03-11-06/3/13, касающиеся непосредственно организаций, оказывающих автотранспортные услуги. Так, Минфин России указывает, что постановка на учет организации в качестве плательщика ЕНВД, оказывающей автотранспортные услуги, в том числе имеющей обособленное подразделение, расположенное в другом регионе, производится в налоговом органе по месту нахождения организации.
Полагаем, нелишним будет напомнить, что налогоплательщиком в налоговом законодательстве признается именно организация, т.е. юридическое лицо (абзац 2 п. 2 ст. 11 НК РФ), но не ее обособленное подразделение, которое может лишь исполнять в определенных НК РФ случаях обязанности организации по уплате налогов (ст. 19 НК РФ).
Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует обратить внимание на положения абзаца 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ: постановка на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога, которая осуществляет предпринимательскую деятельность, в частности на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД.
Аналогичные разъяснения с учетом положений абзаца 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ, но в отношении иных видов деятельности даны, например, в письме Минфина России от 24.07.2013 N 03-11-11/29241, а именно: вставать на учет в каждом из налоговых органов в данной ситуации не требуется.
Итак, применение специального налогового режима, в частности ЕНВД, является самостоятельным основанием для постановки на учет в налоговом органе, но именно в качестве плательщика единого налога. Здесь же заметим, что постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, наряду с учетом по месту нахождения самой организации, производится в целях налогового контроля на основании другой нормы - п. 1 ст. 83 НК РФ (смотрите также пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, письмо Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/3/60).
Иное нормативно-правовое регулирование действует в отношении осуществления приема оплаты за товары и оказываемые организацией услуги с применением ККТ. Здесь обратимся к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Прежде всего отметим, что применение ККТ вменено в обязанность организациям (и ИП) при осуществлении ими расчетов, за исключением определенных случаев, установленных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). При этом в рамках нормативно-правового регулирования Закона N 54-ФЗ регистрации (или постановке на учет) подлежит не организация, признаваемая пользователем ККТ (абзац 17 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ), а сама контрольно-кассовая техника (абзац 19 ст. 1.1, ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
С точки зрения терминологии для целей Закона N 54-ФЗ в большей степени значение имеет не понятие "обособленного подразделения" организации - пользователя ККТ, а место осуществления расчетов. Так, согласно п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет).
В целом, надо отметить, оборудование стационарного рабочего места для осуществления расчетов с установкой ККТ, так или иначе, означает наличие обособленного подразделения как оно определено в п. 2 ст. 11 НК РФ. На это, в частности, указывает Минфин России в письмах от 28.12.2017 N 03-01-15/88033, от 28.12.2017 N 03-01-15/88027, от 28.12.2017 N 03-01-10/88035. При этом также указывается, что в случае осуществления расчетов в месте осуществления деятельности пользователем контрольно-кассовой техники (организацией) ККТ устанавливается (применяется) в указанном месте.
И при этом законодательство не содержит положений, исключающих возможность применения одной контрольно-кассовой техники при совмещении нескольких систем налогообложения (смотрите, в частности, ответ на Вопрос: Можно ли использовать одну кассу при совмещении разных режимов налогообложения? (официальный сайте ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2018 г.)).
Итак, резюмируя, отметим следующее:
1) при оказании автотранспортных услуг организация подлежит постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД только по месту своего нахождения (абзац 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ);
2) налогоплательщиком при применении общего режима и налогоплательщиком ЕНВД, а также пользователем ККТ признается сама организация (юридическое лицо), в том числе в случае установки ККТ на рабочем месте в обособленном подразделении;
3) ограничений в применении одной ККТ при приеме оплаты за товары, работы, услуги в рамках нескольких налоговых режимов не установлено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики