Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
26.07.2018
- У федерального бюджетного учреждения есть обособленные подразделения.
Каков порядок создания обособленного подразделения и филиала?
Что необходимо предпринять для создания филиалов на базе уже созданных обособленных подразделений?
1. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Сведения же об иных обособленных подразделениях включению в ЕГРЮЛ не подлежат. По месту нахождения любых обособленных подразделений (включая филиалы) организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом, если для постановки на учет в налоговом органе по месту создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, юридическое лицо в течение одного месяца обязано подать в налоговый орган по своему месту нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ), то постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 84 НК РФ). В свою очередь, в ЕГРЮЛ соответствующие сведения включаются на основании заявлений, направляемых в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном Законом о регистрации (смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Создание и ликвидация филиалов и представительств).
Филиалом бюджетного учреждения является обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (п. 2 ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
Сведения о филиалах бюджетного учреждения должны содержаться в его учредительных документах (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ, пп. "д" п. 33 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, далее - Порядок N 539). Соответственно, в случае создания в бюджетном учреждении филиала необходимо внести соответствующие изменения в устав учреждения. Такие изменения должны быть утверждены правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 32 Порядка N 539).
Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 6 ст. 52 ГК РФ). Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом N 129-ФЗ с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. С учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе учреждению необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), помимо приказа, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения, самих изменений (или устава в новой редакции), а также документа об уплате государственной пошлины, заявление по форме N Р13001. В нем подлежат заполнению титульный лист, листы "К" и "М" (сведения о заявителе); правовой акт, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения; изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
2. Законодательство не ограничивает количество создаваемых филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц, равным образом не устанавливая и запрета на одновременную ликвидацию обособленного подразделения и создание на его базе филиала. Поэтому указанные процедуры могут протекать одновременно. Косвенно это подтверждается позицией Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 04.02.2013 N 03-02-07/1/223).
Основания снятия организации с учета в налоговом органе предусмотрены п. 5 ст. 84 НК РФ. Ни эта, ни иные нормы НК не указывают на то, что основанием для снятия организации с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения является создание этой организацией филиала по тому же адресу, где располагается соответствующее обособленное подразделение. Следовательно, в рассматриваемой ситуации создание учреждением филиала, внесение о нем сведений в ЕГРЮЛ и последующая постановка учреждения на основании содержащихся в ЕГРЮЛ сведений на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала приведет к тому, что учреждение будет состоять на учете в соответствующем налоговом органе по двум основаниям: в связи с созданием филиала и в связи с созданием иного обособленного подразделения (в связи с этим отметим, что в структуре КПП, присваиваемого в связи с постановкой на учет в налоговом органе, постановка на учет по месту нахождения филиала и иного обособленного подразделения обозначается разными кодами: смотрите, например, письмо Федеральной налоговой службы от 2 июня 2008 г. N ЧД-6-6/396).
Поэтому для снятия с учета в налоговом органе по последнему из указанных оснований учреждению, на наш взгляд, следует в соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ в трехдневный срок после внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале направить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о прекращении деятельности через обособленное подразделение по форме N С-09-3-2 (приложение N 4 к приказу ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений;
- Энциклопедия решений. Сравнение представительства, филиала, иного обособленного подразделения и рабочего места.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
5 июля 2018 г.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним