Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.08.2018
ВОПРОС:
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" определено значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах. Оно составляет 1 млн. руб.
Каждый заказчик при заполнении плана-графика руководствуется нормами ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой он не вправе устанавливать требование к обеспечению заявок по закупкам, не превышающим 1 млн. руб.
Каким образом следует устанавливать требование к обеспечению заявки при проведении совместной закупки уполномоченным органом для нужд нескольких заказчиков, если по каждому заказчику начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн. руб., но начальная (максимальная) цена контракта совместной закупки превышает 1 млн. руб.?
Следует ли по аналогии придерживаться позиции, изложенной в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, когда при проведении совместной закупки при превышении порога 500 тыс. руб. общей суммой начальной цены закупки продуктов питания применяется конкурс с ограниченным участием, а также опыт исполнения аналогичных поставок 20% применяется к общей сумме начальной максимальной цены всех заказчиков?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Даже если НМЦК каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (аукциона), не превышает 1 млн. руб., но указанная в извещении о проведении торгов сумма таких НМЦК более 1 млн. руб., организатор торгов к обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в совместном конкурсе (аукционе).

Обоснование позиции:
С 1 июля 2018 г. если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 1 млн. руб. заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах (ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах").
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и Законом N 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 (далее - Правила).
Ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не установлен специальный порядок обеспечения заявок на участие в совместных конкурсах и аукционах.
В связи с этим отметим, что указываемая в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах НМЦК определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика (пп. "б" п. 6 Правил). НМЦК каждого контракта, который будет заключаться по итогам проведения совместных торгов, в извещении не указывается (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46). Участник совместного конкурса или аукциона вправе подать только одну заявку, и именно эта заявка подлежит обеспечению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, при решении вопроса о необходимости установления заказчиком требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах необходимо ориентироваться не на размер НМЦК каждого из контрактов, заключаемых по результатам торгов, а на сумму таких цен, то есть именно НМЦК, указанную в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах. Полагаем, такое понимание требований Закона N 44-ФЗ и Правил вполне соответствует смыслу и целям обеспечения заявок.
Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России, ФАС России, Минфина России при решении вопроса о применении тех или иных ограничений и требований Закона N 44-ФЗ, установленных в зависимости от НМЦК в случае проведения совместных торгов: например, относительно применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона; необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99; при решении вопроса об установлении значения НМЦК, при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями и в иных случаях (смотрите, в частности, письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15 , письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46, письмо Минфина России от 06.03.2018 N 24-01-07/14153, письмо Минэкономразвития России от 20.02.2017 N Д28и-685, письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1034).
Указанную позицию поддерживают контролирующие органы и суды (см., например, решение ФАС от 19.04.2018 N 18/44/105/363, решение УФАС по Ярославской области от 25.01.2017 N 823/05-02, постановление АС Северо-Западного округа от 02.04.2018 N Ф07-16879/17 по делу N А56-22064/2017)).
Несмотря на то что на данный момент отсутствуют официальные разъяснения и правоприменительная практика по вопросу применения требований постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 при проведении совместных торгов, на наш взгляд, велика вероятность, что указанные ведомства и контролирующие органы при решении данного вопроса будут придерживаться позиции о расчете НМЦК в целях применения данного постановления исходя из НМЦК, указанной в извещении о проведении совместных торгов, являющейся суммой НМЦК каждого заказчика. Поэтому, даже если НМЦК каждого отдельного контракта, подлежащего заключению по результатам совместных торгов, не превышает 1 млн. руб., но указанная в извещении о проведении совместных торгов сумма таких НМЦК более 1 млн. руб., организатор совместных торгов обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в совместных конкурсах и аукционах.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Закона N 44-ФЗ. Вопросы же административного и технического характера, касающиеся, в частности, размещения и формирования документации о закупке в ЕИС, совместимости данной документации с информацией, указанной в планах-графиках закупок и т.п., из сферы консультирования исключаются. Поэтому в рамках данной консультации мы не можем оценить, возникнут ли в связи с размещением в ЕИС документации о совместных торгах, содержащей требование об обеспечении заявок на участие в совместных конкурсах и аукционах, какие-либо сложности или несоответствия, о которых Вы упомянули в вопросе. Однако в правоприменительной практике можно обнаружить примеры, свидетельствующие о принципиальной вероятности подобных несоответствий (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 01.11.2016 N 44-3920/16, решение ФАС от 23.07.2014 N К-1093/14, решение ФАС от 05.03.2014 N К-407/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

19 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики