Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

07.08.2018
ВОПРОС:
Организация, расположенная в Республике Казахстан, оказывает российской организации транспортно-экспедиционные услуги по территории России. Организация-посредник приобретает услуги как агент, действующий от своего имени, в интересах российской организации, применяет УСН.
Возникает ли у организации-посредника обязанность по исчислению НДС, удержанию его из выплачиваемого исполнителю вознаграждения и перечислению в бюджетную систему РФ в качестве налогового агента, самостоятельному оформлению счета-фактуры и "перевыставлению" его принципалу (комитенту)?

При ответе на данный вопрос согласно Правилам оказания дополнительных информационно-консультационных услуг мы не можем уделить внимание той его части, обоснование которой строится на основе норм законодательства иностранного государства.

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Местом реализации приобретаемых через агента транспортно-экспедиционных услуг является территория Республики Казахстан.
У российской организации-посредника не возникает обязанности по исчислению НДС, удержанию его из выплачиваемого исполнителю вознаграждения и перечислению в бюджетную систему РФ в качестве налогового агента, самостоятельному оформлению счета-фактуры и "перевыставлению" его принципалу (комитенту).

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ над правилами и нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются сторонами Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор) и членами ЕАЭС. Так, п. 2 ст. 72 Договора установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг*(1) осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору) (далее - Протокол).
По общему правилу местом реализации работ, услуг является территория того государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого они выполняются (оказываются) (пп. 5 п. 29 Протокола). Специальные правила определения места реализации распространяются на работы и услуги, поименованные в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола.
Транспортно-экспедиционные и посреднические услуги в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола не поименованы. Следовательно, в целях определения места реализации транспортно-экспедиционных услуг следует руководствоваться пп. 5 п. 29 Протокола.
В таком случае местом реализации указанных услуг признается территория государства, налогоплательщиком которого оказываются данные услуги. Аналогичное мнение отражено в письмах Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-13/1/14947, от 28.10.2011 N 03-07-13/01-44.
Таким образом, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых казахской организацией*(2), территория РФ не признается. Поэтому в рассматриваемой ситуации ставка НДС, порядок взимания определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан (п. 28 Протокола). Документами, которые подтверждают место реализации работ (услуг), являются (п. 30 Протокола):
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.
Поскольку у казахстанской организации в данном случае не возникает обязательств по уплате НДС в России, у российской организации - посредника не возникает обязанности исчислить НДС*(3), удерживать его из выплачиваемого исполнителю вознаграждения и перечислять в бюджетную систему РФ в качестве налогового агента (пп. 1 п. 1 ст. 146, п.п. 1, 2, п. 5 ст. 161 НК РФ).
Учитывая, что сумму НДС, предъявленную через агента российской организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, заявить к вычету нельзя, так как нормы главы 21 НК РФ не предусматривают такой возможности (ст. 171 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-07-13/1/16667, от 02.09.2015 N 03-07-14/50515, от 18.05.2015 N 03-07-08/28428), на эту сумму будет увеличиваться величина стоимости приобретенной услуги у российской организации-покупателя*(4).
В свою очередь, у российской организации-посредника не возникнет обязанностей, установленных абзацем вторым п. 3 ст. 168, п.п. 1, 2 ст. 161, п. 3.1 ст. 169 НК РФ, по самостоятельному оформлению счета-фактуры и "перевыставлению" его принципалу (комитенту).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

19 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 1 ст. 72 Договора применение нулевой ставки НДС осуществляется при экспорте товаров.
*(2) В случае оказания таких услуг российской организацией в целях определения места реализации следовало бы анализировать взаимосвязанные положения п.п. 1, 1.1 и 2.1 ст. 148 НК РФ и устанавливать, находятся ли на территории Российской Федерации пункт отправления и (или) пункт назначения, или же пункты отправления и назначения, расположены за пределами территории Российской Федерации (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2017 N Ф10-311/17 по делу N А09-9042/2016).
*(3) Как указано в письме Минфина России от 15.11.2017 N 03-07-08/75382, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации. В данном случае речь идет об казахском исполнителе.
*(4) О возможности учета данной суммы в расходах, учитываемых при налогообложении прибыли, свидетельствует письмо Минфина России от 11.01.2016 N 03-03-06/35.

 

Все консультации данной рубрики