Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

08.08.2018
ВОПРОС:
В 2012 году на предприятии установлено дорогостоящее импортное оборудование. Срок гарантии на данное оборудование - 10 лет. В 2018 году предприятие обратилось в адрес поставщика с просьбой заменить вышедшую из строя дорогостоящую запасную часть оборудования в рамках гарантийного ремонта. Поставщик отказался. Предприятие обратилось в арбитражный суд. По делу было заключено мировое соглашение. Согласно мировому соглашению в случае, если поставщик не заменит запасную часть в установленные соглашением сроки, он обязуется возместить покупателю стоимость такого оборудования.
Надо ли отражать в налоговом учете данные операции по гарантийному ремонту?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации операции по гарантийному ремонту в налоговом учете покупателя не отражаются.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. К поставке товаров согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ применяются общие положения о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами о договоре поставки.
Статья 469 ГК РФ устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве - передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п.п. 2, 3 ст. 470 ГК РФ).
В случае поставки товара ненадлежащего качества покупатель вправе согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, устанавливающей последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, покупатель вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок (п. 1 ст. 475 ГК). Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Гарантийным является ремонт, осуществляемый налогоплательщиком в период гарантийного срока (то есть срока, в течение которого качество товара и сам товар должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 469, ст. 470 ГК РФ)). Гарантийное обслуживание - это услуги, которые оказываются покупателю товара по техническому и иному обслуживанию товара в период гарантийного срока.
Таким образом, если в договоре поставки на товар установлен гарантийный срок, то обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (осуществлению гарантийного ремонта) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую на основании договора с ним функции изготовителя (продавца).
В вашем случае организация приобрела оборудование, дорогостоящая запасная часть которого вышла из строя до истечения срока гарантии.
Продавец первоначально отказал в замене запасной части. При этом после обращения покупателя в суд сторонами было заключено мировое соглашение, согласно которому продавец обязался выполнить свои обязательства перед покупателем по гарантийному ремонту, и выполнил их.
Таким образом, данную ситуацию следует рассматривать как исполнение обязанности продавца по гарантийному ремонту оборудования, предусмотренному договором поставки.
Такая операция отражается в учете у продавца, который выполнил свои обязательства, предусмотренные договором.
На наш взгляд, у покупателя в данном случае не возникают ни доходы, ни расходы, подлежащие признанию в целях налогообложения прибыли, равно как и обязанности по корректировке данных прошлого налогового периода (п. 1 ст. 41, ст.ст. 248-250, п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Полагаем, что рассматриваемая операция могла бы найти отражение в учете покупателя в том случае, если бы продавец, например, возместил (обязался возместить) покупателю убытки, связанные с несвоевременной заменой запасной части. Как следует из вопроса, такие обязанности продавца рассматриваемым мировым соглашением не предусмотрены.
Кроме того, в случае если бы продавец не выполнил свои обязательства по замене вышедшей из строя запасной части и согласно мировому соглашению возместил бы покупателю убытки, то в этом случае у покупателя возник бы доход на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
Еще одна ситуация, в которой речь могла бы идти о доходе, представлена в письме УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105703@. Здесь сообщено, что при осуществлении гарантийного ремонта возможны ситуации, когда детали или запасные части неисправной продукции подлежат замене на другие. При этом снятые при ремонте детали приходуются на склад, а затем реализуются. В такой ситуации такие детали организация получает безвозмездно. При безвозмездном получении при осуществлении гарантийного ремонта замененных деталей организация должна включить в налоговую базу по налогу на прибыль отчетного (налогового) периода доход, образовавшийся у нее в связи с таким получением, в соответствии с приведенными выше положениями п. 8 ст. 250 НК РФ.
Однако в данном случае продавец выполнил свои обязательства по гарантийному ремонту, поэтому у организации-покупателя доходы (расходы) по такой операции не возникают.
Подтверждением нашего мнения являются письма Минфина России от 14.06.2016 N 03-03-06/3/34278, от 03.06.2015 N 03-07-11/31971, в которых указано, что в случае если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки, поэтому в учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов.
Отметим, что в письмах речь идет о возврате бракованного основного средства. Однако, полагаем, что эти выводы применимы и к данной ситуации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

19 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики