Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

10.08.2018
ВОПРОС:
Организация является федеральным государственным бюджетным учреждением. Закупочная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). В настоящее время возникла необходимость обучения сотрудников за рубежом в связи с открытием нового медицинского направления, полных аналогов в России нет.
Закупку услуг по обучению сотрудников за рубежом ГБУ планирует осуществить за счет собственных средств. Необходимость такого обучения учреждение определило самостоятельно вне каких-либо международных соглашений или государственных программ.
Каким образом организация может заключить договор на образовательные услуги с иностранным контрагентом, учитывая, что вышеуказанные нормативные акты не регулируют данный вид договора (по Закону N 223-ФЗ)?
Нужно ли данную закупку вносить в план закупок учреждения по Закону N 223-ФЗ, а также регистрировать договор в ЕИС?
Каким образом данную закупку следует отразить в отчетности учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закупка в приведенном случае должна осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном положением о закупке заказчика.
Если отсутствуют основания для того, чтобы не размещать информацию о закупке в ЕИС, она должна быть предусмотрена планом закупок.
Если информация о закупке подлежит размещению в ЕИС, сведения о договоре должны быть включены в реестр договоров.
Информация о закупке подлежит включению в отчет о договорах, заключенных по итогам соответствующего месяца.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при осуществлении закупок по общему правилу обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Исключения из этого правила перечислены в ч. 2 ст. 15 указанного Закона. Так, закупки за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности, от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию), бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с положением о закупке, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ)*(1).
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). По смыслу этого Закона, он распространяется на заключение любых возмездных договоров, по которым лица, именуемые в контексте норм этого закона заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Это подтверждается и разъяснениями органов власти (смотрите письмо ФАС России от 01.08.2014 N АД/30947/14, письмо Минфина России от 17.01.2018 N 24-02-06/3353)*(2).
В ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечислены отношения, не регулируемые этим Законом. Так, например, согласно п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ этот Закон не регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства. Как видно из этой нормы, к организациям, зарегистрированным в РФ, она неприменима. Пункт 12 той же части исключает из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации. Буквально из приведенной нормы следует, что в ней речь идет о таких закупках, которые осуществляются для исполнения заказчиком уже заключенного конкретного договора с иностранным юридическим лицом, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации, если заказчик в силу условий такого договора обязан совершить поставку, оказать услугу, выполнить работу не на территории Российской Федерации. К описанной в вопросе ситуации упомянутые нормы отношения не имеют. Положений, которые бы исключали из сферы действия Закона N 223-ФЗ закупки у иностранных лиц, указанный Закон не содержит. Поэтому указанная в вопросе закупка должна осуществляться заказчиком в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и положением о закупке*(3).
Если отсутствуют основания для того, чтобы не размещать информацию об указанной в вопросе закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС), такая закупка должна быть предусмотрена планом закупок (смотрите ч. 5.1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932). Если информация о закупке подлежит размещению в ЕИС, сведения об указанном в вопросе договоре (в частности, информация и документы, свидетельствующие о заключении, изменении и исполнении договора) должны быть включены в реестр договоров (ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ). Наконец, информация о закупке подлежит включению в отчет о договорах, заключенных по итогам соответствующего месяца, формируемый в соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. План закупки по Закону N 223-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Размещение в ЕИС информации о закупке по Закону N 223-ФЗ после 1 июля 2018 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

9 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 1 июля 2018 года Закон N 223-ФЗ действует в измененной редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Смотрите об этом подробнее, например в материалах:
- Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", вступающих в силу с 1 июля 2018 года (подготовлено экспертами компании "Гарант", апрель 2018 г.);
- Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке;
- Энциклопедия решений. Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 223-ФЗ после 1 июля 2018 года. Положение о закупке.
*(2) См. подробнее, например, в материале: Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 223-ФЗ: общее правило.
*(3) Смотрите также материал: Вопрос: Обязана ли организация, зарегистрированная на территории РФ, 90% всех договоров которой заключены по итогам закупок с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими поставку товаров, оказание услуг, за пределами Российской Федерации, руководствоваться нормами Закона N 223-ФЗ, отредактированного Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ? (журнал "Вестник Института госзакупок", N 3, март 2018 г.)

 

Все консультации данной рубрики