Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
13.08.2018
- С июля 2018 были внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), согласно которым организации должны предоставлять чеки своим контрагентам при оплате их услуг физическими лицами.
Предусмотрены ли какие-то штрафные санкции за нарушение Закона N 54-ФЗ при получении безналичной оплаты (через онлайн-банк) от физического лица до регистрации ККТ (например, если в организации была зарегистрирована онлайн-касса 23.07.2018, а оплата за услуги от физического лица пришла до этого момента (13.07.2018) и чек не был предоставлен)?
Необходимо ли применения ККТ в случае, если аванс за услуги был получен до даты необходимости применения ККТ, а услуги оказаны после вступления в силу норм, в соответствии с которыми требуется применение ККТ (например, если на момент 01.07.2018 у организации числился аванс клиента (физическое лицо), то может ли организация закрыть аванс в июле 2018 года без предоставления чека через онлайн-кассу)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При получении 13 июля 2018 года оплаты от физического лица, совершенной им с использованием системы дистанционного банковского обслуживания (онлайн-банкинг), организация должна была применить ККТ, зарегистрированную до осуществления расчетов, и выдать кассовый чек. Неприменение зарегистрированной в установленном порядке ККТ в момент расчета может повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей).
При этом в силу п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ до 01.07.2019 можно не применять ККТ "при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа)". Однако данная норма является неоднозначной и требует дополнительных разъяснений контролирующих органов, поскольку формально может применяться только при осуществлении оплаты через банк с применением платежных поручений в бумажном виде. По нашему мнению, в п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ допущена ошибка, в связи с чем рекомендуем дополнительно обратиться за разъяснениями в ФНС России о возможности ее применения в рассматриваемой ситуации.
На основании п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ зачет аванса, полученного от физического лица, не требует применения ККТ. Данное право также предоставлено до 01.07.2019.
Обоснование позиции:
С 3 июля 2018 года Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) действует в редакции, установленной Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ (далее - Закон N 192-ФЗ), за исключением отдельных положений.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
В настоящее время под расчетами понимается:
- прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги;
- прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей;
- прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
- зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;
- предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей)
- либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Отметим, что для целей применения положений Закона N 54-ФЗ ранее, до 3 июля 2018 года, под расчетами понимались прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа, в частности, за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями контролирующих органов при осуществлении расчетов с физическими лицами с применением электронных средств - в частности, при осуществлении ими оплаты через банкомат, с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, организации и ИП должны были применять ККТ, начиная с 01.07.2018 (смотрите письма Минфина России от 28.09.2017 N 03-01-15/63180, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850).
При этом в письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 представители Минфина России отметили, в частности, что ККТ применяется в случае оплаты товаров (работ, услуг) покупателями (клиентами) - физическими лицами (с учетом исключения, указанного в п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (индивидуального предпринимателя).
В связи с чем если учитывать официальные разъяснения контролирующих органов, то с 01.07.2018 обязательно применение ККТ при осуществлении расчетов с физическими лицами с использованием*(1):
- систем дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг");
- платежной карты (например, при использовании ее на специальных сайтах в сети Интернет, позволяющих осуществить оплату путем указания данных платежной карты и подтверждения платежа);
- "электронных кошельков", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения;
- операторов электронных денежных средств (перечень операторов представлен на сайте ЦБ РФ по адресу: http://www.cbr.ru/PSystem/oper_zip/ (смотрите также информационное письмо Банка России от 11.03.2016 N ИН-017-45/12);
- любых иных информационно-коммуникационных технологий (программ), технических устройств (например, банкоматов).
При этом на основании п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Таким образом, получение 13.07.2018 оплаты от физического лица, совершенной им с использованием онлайн-банка, признается осуществлением расчета для целей Закона N 54-ФЗ и требует от организации применения ККТ и выдачи кассового чека. Тот факт, что организация зарегистрировала ККТ только 23.07.2018, но при этом осуществила расчет с физлицом 13.07.2018, свидетельствует о нарушении требований Закона N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.
Отсрочка в применении ККТ при безналичных расчетах с физлицами до 01.07.2019
Вместе с тем ч. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ, который вступил в силу с 03.07.2018, предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 при осуществлении с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, расчетов в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа).
Отметим, что безналичные расчеты осуществляются банками и иными кредитными организациями путем перевода денежных средств с открытием или без открытия банковских счетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).
При этом Законом N 192-ФЗ заменено понятие "расчеты с применением электронных средств платежа" на расчеты "в безналичном порядке".
Однако ни Закон N 192-ФЗ, ни Закон N 54-ФЗ не содержат определений терминам "расчеты в безналичном порядке" и "расчеты с применением электронных средств платежа".
Понимание разницы между этими двумя терминами важно для целей применения ст. 4 Закона N 192-ФЗ. Поскольку:
- в случае получения оплаты от физических лиц (не ИП), осуществленной с применением электронных средств платежа, пользователь должен применять ККТ и выдавать кассовый чек. Отметим, что порядок выдачи чеков в такой ситуации не установлен. Ведь п.п. 5.3 и 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в соответствии с которыми чек должен быть выдан не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара, применяется при расчетах в безналичном порядке;
- в случае получения оплаты от физических лиц (не ИП), осуществленной в безналичном порядке, пользователь не должен применять ККТ до 01.07.2019.
Сложно сказать, что конкретно имел в виду законодатель в формулировке п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ. Без использования клиентом информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, могут осуществляться расчеты по распоряжениям клиентов, оформленных на бумажных носителях (п. 1.9 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств").
Формально, под безналичные расчеты, которые одновременно не являются расчетами с применением электронных средств платежа, подпадают только расчеты без применения информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации (платежных карт) и иных технических устройств (банкоматов). Фактически методом исключения остается только расчет, осуществляемый через кредитную организацию посредством платежного поручения, подаваемого в бумажном виде.
На наш взгляд, в формулировке п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ законодатель допустил неопределенность.
Возможно, целью п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ являлось дать отсрочку в применении ККТ организациям и индивидуальным предпринимателем, которые не осуществляют наличных расчетов с физическими лицами и (или) расчетов с предъявлением платежных карт, а не только для отдельных видов расчетов (через платежное поручение), которая не несет смысла ввиду преобладания в настоящее время безналичной оплаты с использованием электронных средств платежа.
Однако для этого формулировка п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ могла быть следующей: "... в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением)...". В таком случае возможно было бы говорить, что расчеты через клиент-банк или онлайн-банк для целей п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ могут быть отнесены к безналичными расчетами с использованием электронного средств платежа без его предъявления.
Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нами не обнаружено. Из прямого прочтения норм действующего законодательства, по нашему мнению, нельзя сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации организация вправе была не применять ККТ при осуществлении расчета с физическим лицом 13.07.2018, который не является ИП, через онлайн-банк.
Однако ввиду неоднозначности формулировки п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ, полагаем, необходимы дополнительные разъяснения контролирующих органов - что считать "расчетами в безналичном порядке" и чем они отличаются от "расчетов с применением электронных средств платежа".
Зачет аванса, полученного от физического лица до 01.07.2018
С учетом изменений, внесенных Законом N 192-ФЗ, вступившим в силу с 03.07.2018, в настоящее время под расчетами, осуществление которых требует применения ККТ, понимается также и зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов. При этом для предварительной оплаты и (или) авансов, полученных до вступления в силу Закона N 192-ФЗ, каких-либо переходных положений, позволяющих не применять ККТ при их зачете, не предусмотрено.
По нашему мнению, требует дополнительного разъяснения также следующий момент. В определении "расчеты" либо иных статьях Закона N 54-ФЗ не указано, что именно является "зачетом предварительной оплаты и (или) авансов". Если исходить из понимания механизма зачета аванса, предусмотренного Главой 21 НК РФ для целей исчисления НДС, то под зачетом понимается дальнейшая поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Таким образом, поскольку зачет аванса приходится на период действия новой редакции Закона N 54-ФЗ, то он признается расчетом, осуществление которого требует применения ККТ и выдачи кассового чека.
Вместе с тем ч. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ также предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов (далее - Зачет) вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
В связи с чем организация может зачесть (закрыть) аванс, полученный от физического лица до 01.07.2018, без применения ККТ и выдачи кассового чека.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
27 июля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Электронное средство платежа (далее - ЭСП) согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
- информационно-коммуникационных технологий,
- электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
- а также иных технических устройств.
В частности, банковские (платежные) карты являются электронными средствами платежа исходя из самого определения, данного в п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, а также п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".
Системы дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг"), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, также являются электронными средствами платежа (п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950).
Более того, к ЭСП относятся банкоматы (п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ), платежные терминалы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ), а также "электронные кошельки", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения (п. 1.3 Памятки "Об электронных денежных средствах" (приложение к письму ЦБ РФ от 11.03.2016 N ИН-017-45/12)).
Таким образом, формально получение оплаты физлицом через мобильный банк (онлайн-банк) являются расчетами с использованием электронных средств платежа, которые требуют применения ККТ.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним