Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

14.08.2018
ВОПРОС:
В собственности организации имеется здание. Необходимо провести дорогостоящий ремонт одного из цехов, а именно, штукатурка и покраска стен. Ремонт не является капитальным.
Возможно ли учесть расходы на дорогостоящий текущий ремонт объекта недвижимости в составе расходов равномерно (резервы под предстоящие ремонты в учете не формируется; периодичность проведения ремонта цеха более 12 месяцев)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации в целях бухгалтерского учета организация вправе учитывать расходы на ремонт равными долями в течение периода, определенного организацией самостоятельно, при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой организации.
В налоговом учете расходы на текущий ремонт основных средств признаются единовременно в том периоде, в котором они были осуществлены.
При этом в целях равномерного включения расходов на ремонт основных средств в течение нескольких налоговых периодов организация вправе создавать резерв под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Порядок ведения организациями бухгалтерского учета основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) (письма Минфина России от 13.06.2013 N 03-05-05-01/21929, от 18.12.2012 N 03-05-05-01/77) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01).
Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).
Пунктом 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусмотрено, что расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Таким образом, в бухгалтерском учете расходы на текущий ремонт учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в учете отчетного периода, к которому они относятся.
Пунктом 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах:
- с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
- путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
- независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
- когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Представители финансового ведомства (письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год"), ссылаясь на названные положения п. 19 ПБУ 10/99, а также п. 7 ПБУ 1/2008 "учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) и п. 19 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", рекомендуют регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражать в бухгалтерском балансе в разделе I "Внеоборотные активы" как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей "Основные средства". При этом с учетом п. 7 ПБУ 1/2008 такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала.
Иными словами специалисты Минфина России рекомендуют дорогостоящие затраты на ремонт основных средств, проводимый с интервалом более 12 месяцев, учитывать в составе расходов равномерно в течение нескольких отчетных периодов (в интервале между проводимыми ремонтами), отражая в балансе в составе внеоборотных активов отдельной строкой.
Однако такой подход к учету ремонтных затрат законодательно не урегулирован.
Отметим, что ПБУ 6/01 с 19.07.2017 признано федеральным стандартом (ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В настоящее время некоммерческой организацией ФОНД "НРБУ "БМЦ" разработан проект нового федерального стандарта "Основные средства" (ttp://bmcenter.ru/files/proekt_fsbu_osnovniye_sredctva) (далее - Проект).
Согласно п. 12 Проекта в себестоимость основных средств включаются фактические затраты организации, непосредственно обеспечивающие в том числе улучшение основных средств.
К созданию и улучшению основных средств относятся, в частности достройка, доработка, дооборудование, модернизация, реконструкция, ремонт, техобслуживание, техосмотр и иные аналогичные действия с основным средством, улучшающие его функциональные качества или обеспечивающие возможность его использования на следующий продолжительный период (пп. "е" п. 14 Проекта).
При этом затраты на плановые ремонты основных средств, повторяющиеся через непродолжительные периоды, не включаются в себестоимость основных средств (пп. "в" п. 24 Проекта).
То есть Проектом предусматривается, что затраты на ремонт, проводимый через продолжительные периоды времени, будут формировать себестоимость объекта основного средства. Схожие положения присутствуют в МСФО (IAS) 16 "Основные средства".
Однако в действующем в настоящее время федеральном стандарте ПБУ 6/01 такой порядок не предусмотрен.
Заметим, что в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 (в редакции, действующей с 6 августа 2017 года) учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.
Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
При этом согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:
а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;
г) информация об отступлении от правил, установленных п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с ПБУ 1/2008 (смотрите п. 20.2 ПБУ 1/2008, Энциклопедия решений. Раскрытие учетной политики по бухгалтерскому учету).
Таким образом, учитывая положения п. 7.3 ПБУ 1/2008 и рекомендации Минфина России, считаем, что организация вправе предусмотреть в своей учетной политике равномерное (в течение нескольких отчетных периодов) списание расходов на дорогостоящий текущий ремонт, периодичность проведения которого превышает 12 месяцев.
При этом период, в течение которого учитываются расходы на такой ремонт, организация определяет самостоятельно, например, основываясь на плановых нормативах проведения такого ремонта, графика проведения ремонтных работ и т.п.
Полагаем, в этом случае затраты на ремонт могут быть учтены на счете 97 "Расходы будущих периодов" с дальнейшим равномерным списанием на счета затрат.

Налоговый учет

Учет расходов на ремонт основных средств в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 260 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не имеет значения вид произведенного ремонта (текущий, средний или капитальный) и способ его осуществления (хозяйственный или подрядный) (смотрите письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).
В данной ситуации организация проводит текущий ремонт здания цеха.
Следовательно, в рассматриваемом случае организация учитывает расходы на текущий ремонт здания цеха единовременно в составе прочих расходов.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 07.04.2017 N 03-03-06/1/20813, от 31.03.2015 N 03-03-06/1/17660, от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9 и др.).
Организация, принявшая решение создавать резервы под предстоящий ремонт, сумму фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывает за счет средств указанного резерва. При этом отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода будут списываться на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода (смотрите Энциклопедию решений. Резервы под предстоящие ремонты основных средств (в целях налогообложения прибыли, письмо Минфина России от 07.03.2018 N 03-03-06/1/14637).
Отметим, что создание резервов под предстоящие ремонты основных средств - это не обязанность, а право организации.
Выбранный порядок учета расходов на ремонт основных средств следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения прибыли (смотрите также письма Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/4/104, от 19.07.2006 N 03-03-04/1/588).
Таким образом, учитывать расходы на текущий ремонт при налогообложении прибыли поэтапно возможно в том случае, если организация приняла решение формировать резервы под предстоящий ремонт.
Учитывать расходы на текущий ремонт в стоимости основных средств не представляется возможным. Первоначальную стоимость основных средств согласно п. 2 ст. 257 НК РФ увеличивают расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, понятия которых приведены в п. 2 ст. 257 НК РФ. Суть их сводится к тому, что в результате таких работ происходит качественное улучшение объекта, он получает новые свойства, увеличивается его производительность и т.п. (смотрите: Энциклопедия решений. Изменение первоначальной стоимости основного средства в целях налогообложения прибыли (в случаях модернизации, реконструкции и пр.)).
Соответственно, признание затрат на текущий ремонт в составе первоначальной стоимости положениями НК РФ не предусмотрено, независимо от стоимости производимых ремонтных работ.
Представители финансового ведомства также разъясняют, что расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со ст. 260 НК РФ в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. И подчеркивают, что отнесение затрат организации к расходам на ремонт или к расходам на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение должно осуществляться в соответствии с нормами НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65431).

К сведению:
Модернизация и реконструкция объектов основных средств - одни из способов восстановления имущества. Отличием модернизации и реконструкции от ремонта является то, что при проведении работ по модернизации и реконструкции, как правило, происходит повышение первоначальных показателей функционирования объекта основных средств, а при ремонте технико-экономические показатели объекта не меняются. Определение реконструкции и модернизации приведено, в частности:
- в Градостроительном кодексе РФ;
- в Ведомственных строительных нормативах (ВСН) N 58-88 (Р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- в письме Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
Вопросы квалификации произведенных работ в качестве реконструкции, модернизации или ремонта не относятся к компетенции бухгалтерской службы. Решение этих вопросов в организации необходимо осуществлять с привлечением профильных специалистов в данной области. Как правило, такое решение оформляется протоколом, подписанным членами профильной комиссии и утвержденным руководителем организации (иным уполномоченным лицом).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы на ремонт основных средств при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств;
- Энциклопедия решений. Учет текущего ремонта основных средств;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет содержания, использования и ремонта основных средств;
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

24 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

 

Все консультации данной рубрики