Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

23.08.2018
ВОПРОС:
Происходит процедура передачи жилых помещений в общежитии, принадлежащем государственному предприятию, в ведение органа местного самоуправления (администрации муниципального образования). Назначение объекта "Общежитие" - жилой дом.
Возможна ли приватизация жилых помещений проживающими в них гражданами после такой передачи?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации общежитие, которое принадлежало государственному предприятию и было передано в ведение администрации муниципального образования, утрачивает статус специализированного жилого помещения (общежития) в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Граждане РФ, проживающие и пользующиеся на законном основании жилыми помещениями в таких общежитиях, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Обоснование вывода:
Жилые помещения в общежитиях, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Положениями ч. 2 ст. 94 ЖК РФ также предусмотрено, что под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной нормы Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2017 г. N 46-КГ17-19).
Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие в них комнаты, также приобретают право пользования ими на условиях договора социального найма, так как ст. 7 Вводного закона предусматривает применение норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. N 4-П, апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу N 33-3359/2015).
Поскольку в силу вышеизложенного к пользованию комнатами в общежитиях, переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, то в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) граждане РФ, проживающие и пользующиеся на законном основании комнатами в таких общежитиях, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым уполномоченным собственником жилищного фонда органом с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке приватизации. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона N 1541-1).
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона N 1541-1).
Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных ст.ст. 1, 2 Закона N 1541-1 условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 Закона N 1541-1 порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение) (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 г. N 8).
В результате выполнения всех предусмотренных законодательством действий по приватизации жилья на руки гражданину выдаются свидетельство о праве собственности на жилое помещение и договор передачи жилого помещения в собственность.
Отметим, что передача жилого помещения в собственность нанимателя по договору в порядке приватизации в силу ст. 413 ГК РФ влечет за собой прекращение договора социального найма такого жилого помещения.
Согласно ст. 11 Закона N 1541-I каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования только один раз. При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 Закона N 1541-I возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8).
Следует подчеркнуть, что правом на приватизацию комнат в общежитии обладают не только наниматели, но и члены его семьи, которые в силу ч. 2 ст. 69 ЖК РФ имеют равные с нанимателем права. Приватизация комнаты в общежитии будет законна, если в ней примут участие все проживающие в ней лица либо между ними будет достигнуто соглашение о передаче комнаты в собственность только одному или нескольким из них.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации общежитие, которое принадлежало государственному предприятию и было передано в ведение администрации муниципального образования, утрачивает статус специализированного жилого помещения (общежития) в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Граждане РФ, проживающие и пользующиеся на законном основании жилыми помещениями в таких общежитиях, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

30 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики