Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

24.08.2018
ВОПРОС:
Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) является юридическим лицом, образовано в 2015 году, находится на ЕСХН (не плательщик НДС). С 2018 года КФХ деятельность, в том числе сельскохозяйственную, не ведет. В ходе деятельности КФХ был взят беспроцентный заем у физического лица в сумме 1 000 000 рублей, направленный на приобретение сельскохозяйственной техники. В бухгалтерском учете по основным средствам (сельскохозяйственной технике) начислялась амортизация, в период применения ЕСХН стоимость приобретенных основных средств в расходах учтена не была. КФХ в счет погашения займа хочет передать заимодателю (физическое лицо) собственное имущество (сельскохозяйственную технику) остаточной стоимостью 765 000 рублей. Целью операции является погашение долгов и, возможно, прекращение регистрации организации в 2018 году. Какие нужно оформить документы? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать в данной ситуации? Каков порядок налогообложения?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если сельскохозяйственная деятельность в 2018 году не будет вестись, это приведет к утрате вашей организацией права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
В таком случае КФХ должно перейти на общий режим налогообложения.
Вследствие этого операция по передаче основных средств в счет погашения обязательств по договору займа будет облагаться в рамках общей системы налогообложения. Документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет рассматриваемой ситуации приведены ниже.

Обоснование позиции:

Общие гражданско-правовые аспекты

Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. Если заимодавцем в договоре займа является физическое лицо, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику.
Таким образом, возврат полученной заемщиком по договору займа денежной суммы должен быть осуществлен выплатой именно денег. Погашение заёмщиком полученного займа путем передачи имущества в рамках договора займа законодательством не предусмотрено. Однако передача заимодавцу имущества в счет погашения долга по договору займа возможна другими способами, предусмотренными ГК РФ.
Прекращение обязательств полностью или частично возможно зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного (ст. 409 ГК РФ) - уплатой денежных средств или передачей иного имущества.
Еще один из способов погашения займа имуществом - новация. Согласно п. 1 ст. 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами. Новация представляет собой в данном случае прекращение обязательства по возврату денежных средств и возникновение обязательства по передаче в собственность сельскохозяйственной техники.

Документальное оформление

Вне зависимости от выбранного способа погашения денежного заемного обязательства (зачет взаимных требований, отступное или новация), при возврате займа имуществом происходит передача права собственности на это имущество (сельскохозяйственную технику). Иными словами, происходит реализация основных средств.
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Хозяйственная операция по передаче основных средств в счет погашения обязательств по договору займа, по нашему мнению, в общем случае может быть оформлена следующими документами:
- соглашением об отступном, новации или соглашением о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований;
- договором купли-продажи ОС;
- актом приема-передачи ОС (можно взять за основу форму ОС-1);
- инвентарной карточкой ОС (можно взять за основу формы ОС-6 (ОС-6а));
- счетами-фактурами (в случае, если утрачено право на применение ЕСХН);
- бухгалтерской справкой, подтверждающей осуществление зачета;
- бухгалтерской справкой, в которой отражается финансовый результат от продажи основных средств.
Смотрите также Энциклопедию решений. Учет реализации основных средств за плату; Энциклопедию решений. Учет реализации основных средств с проведением взаимозачета; Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет выбытия основных средств при реализации.
В сельском хозяйстве используются межведомственные типовые формы первичной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 (п. 4 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях (утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 19.06.2002 N 559)). Смотрите Энциклопедию решений. Учет реализации основных средств при ЕСХН.

Бухгалтерский учет

Для обобщения информации о состоянии кредитов и займов, полученных организацией (в зависимости от срока), согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее Инструкция), предназначены счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
Так, при получении займа в бухгалтерском учете формируются следующие записи:
Дебет 50 (51) Кредит 66 (67)
- получен беспроцентный заем - 1 000 000 руб.
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость объекта ОС, который выбывает в результате продажи, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Доходы и расходы от продажи основных средств, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы".
При этом выручка признается в бухгалтерском учете при выполнении условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, одним из которых является переход права собственности.
Выручка от продажи объектов основных средств принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 30 ПБУ 6/01, п. 6 ПБУ 9/99). Если в вашем случае передачей основных средств предполагается погасить задолженность в сумме 1 000 000 руб. и эта стоимость согласована в договоре, то полагаем, это и будет выручка от реализации ОС, включающая НДС (об НДС будет сказано ниже).
В соответствии с Инструкцией для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет данного субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
В результате в учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"
- списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана начисленная амортизация;
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражен доход от реализации основного средства - 1 000 000 руб.;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана остаточная стоимость основного средства - 765 000 руб.;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС от реализации - 152 542, 37 руб. (если операция осуществляется не в рамках ЕСХН);
Дебет 66 (67) Кредит 62
- осуществлен зачет взаимных требований - 1 000 000 руб.

Налогообложение

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в пп. 2 ст. 346.2 НК РФ, составляет не менее 70%, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год (п. 1 ст. 346.7 НК РФ).
Таким образом, в конце налогового периода налогоплательщик, применяющий ЕСХН, обязан проверить соответствие своей деятельности условиям, указанным в п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ.
Согласно вопросу организация не намерена осуществлять какую-либо деятельность в 2018 году, за исключением операции по передаче ОС в счет погашения займа. Поэтому можно предположить, что право на применение ЕСХН будет утрачено.
В таком случае согласно абзацу третьему п. 4 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом п. 4 ст. 346.3 НК РФ ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Следовательно, КФХ будет обязано представить в налоговый орган налоговые декларации по налогам общего режима в срок до 1 февраля следующего года (смотрите письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-11-06/1/44).
Кроме того, уплата соответствующих налогов в бюджет должна быть произведена в течение января 2019 года. Если указанные платежи до 1 февраля не будут уплачены, то с 1 февраля в соответствии со ст. 75 НК РФ будут начисляться пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов (смотрите письма ФНС России от 24.11.2010 N ШС-37-3/16198, от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@, Минфина России от 07.09.2010 N 03-11-06/1/22, п. 3 письма УФНС по Ленинградской области от 29.06.2011 N 05-15/09924@).
В соответствии с п. 5 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном по причине утраты права на применение ЕСХН, в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода по специальной форме N 26.1-2 "Сообщение об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (приказ ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@). Такой порядок уведомления налогового органа применяется в случае вынужденного ухода с ЕСХН по причине нарушения условий его применения (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
Вместе с тем согласно п. 9 ст. 346.3 НК РФ в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 дней со дня ее прекращения. Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности... (форма N 26.1-7, утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@) подается по месту нахождения организации, в нём указывается дата прекращения деятельности. При этом нормы НК РФ не разъясняют, что следует понимать под "прекращением предпринимательской деятельности, в отношении которой применялся ЕСХН". Очевидно, что имеется в виду полное прекращение деятельности по производству сельхозпродукции, то есть без перехода ведения ее производства на иной режим налогообложения. Ведь порядок уведомления налогового органа в случае вынужденного ухода с данного спецрежима по причине нарушения условий его применения указан в п. 4 ст. 346.3 НК РФ (в этом случае, как указано выше, сообщение подается в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.3 НК РФ)). То есть нормы п. 5 ст. 346.3 НК РФ и п. 9 ст. 346.3 НК РФ предназначены для разных причин неприменения ЕСХН.
Как мы поняли, в 2018 году КФХ уже не ведет сельскохозяйственную деятельность, поэтому мы полагаем, что может быть подано Уведомление о прекращении деятельности по ЕСХН в порядке, установленном п. 9 ст. 346.3 НК РФ. В таком случае передача (реализация ОС) будет иметь место уже в период применения ОСН.
Если же организация пойдет по пути выполнения положений п. 5 ст. 346.3 НК РФ (сообщит об утрате права на применение ЕСХН), то пересчет надо будет делать по окончании периода. Поскольку, как указано в вопросе, возможно прекращение регистрации до окончания 2018 года, налоговый период будет определяться согласно нормам п. 3 ст. 55 НК РФ. То есть налоговый период для КФХ может закончиться раньше 31 декабря 2018 года.
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, КФХ возможно сообщить в налоговый орган о прекращении ведения деятельности по ЕСХН (п. 9 ст. 346.3 НК РФ) и переходе на общую систему налогообложения до сделки по реализации ОС в счет погашения займа (в течение 15 дней с той даты, которая будет определена как день прекращения), так как данные действия помогут впоследствии избежать корректировок, вносимых в налоговый учет в связи со сменой системы налогообложения.
Если же прекращение регистрации КФХ в 2018 году не состоится, то в любом случае если в 2018 году организация не будет производить сельскохозяйственную продукцию и утратит право на применение ЕСХН, то с начала 2018 года КФХ должно перейти на общий режим налогообложения (пересчитать налоги).
Рассмотрим описанную Вами ситуацию при применении общей системы налогообложения.

Налог на прибыль

Вашей организацией был получен беспроцентный заем. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ у организации-заемщика сумма полученного займа не отражается в составе доходов. При этом при возврате указанного займа заемщик не отражает в составе расходов средства, которые направлены в погашение такого займа (п. 12 ст. 270).
При возврате займа имуществом происходит передача на возмездной основе права собственности на это имущество, что для целей налогообложения (п. 1 ст. 39 НК РФ) признается реализацией. Таким образом, операция по передаче сельскохозяйственной техники в счет погашения обязательства по договору займа влечет те же налоговые последствия для сторон, что и операция по реализации имущества.
Организация признает доход в целях налогообложения прибыли в сумме выручки от реализации ОС (за вычетом НДС) на дату реализации этого объекта независимо от того, в какой форме происходят расчеты (ст. 249, п. 1 ст. 248, ст. 39 НК РФ).
При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость этого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ), определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.
Однако в рассматриваемом случае следует учитывать особенности налогового учета ОС при применении ЕСХН.
Порядок принятия расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств при применении ЕСХН установлен п. 4 ст. 346.5 НК РФ.
Так, пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ предусмотрено, что в отношении расходов на приобретение в период применения ЕСХН основных средств расходы принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
В случае реализации (передачи) приобретенных ОС до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с главой 26.1 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени (пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). При этом в состав основных средств в целях ст. 346.5 НК РФ включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ с учетом положений главы 26.1 НК РФ.
Таким образом, в случае реализации приобретенных ОС до истечения трех лет с момента учета расходов на приобретение в составе расходов в соответствии с главой 26.1 НК РФ налогоплательщик фактически лишается права, предоставленного главой 26.1 НК РФ по списанию стоимости приобретенного основного средства, и обязан применить при исчислении расходов по данному основному средству положения главы 25 НК РФ. А в соответствии с главой 25 НК РФ в отношении амортизируемого имущества организацией признаются суммы начисленной амортизации.
Иначе говоря, в общем случае при реализации основных средств (абзац четырнадцатый п. 4 ст. 346.5 НК РФ) необходимо произвести перерасчет налоговой базы по ЕСХН, сторнировать принятые расходы на приобретение ОС и принять в качестве расходов начисленную амортизацию.
В вашем случае организация не учитывала при налогообложении в составе расходов по ЕСХН затраты на приобретение сельхозтехники. Следовательно, пересчитывать налоговую базу по ЕСХН, исключая расходы, необходимости нет.
Обратим внимание на такой момент.
Как указано в п. 8 ст. 346.6 НК РФ, если организация переходит с уплаты ЕСХН на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде ЕНВД) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) которых не полностью перенесены на расходы за период применения ЕСХН в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ, в учете на дату такого перехода остаточная стоимость ОС и НМА определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих ОС и НМА, определенной на момент перехода на уплату ЕСХН, на сумму произведенных за период применения ЕСХН расходов, определенных в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ.
Формально это может означать, что в вашем случае остаточная стоимость на дату перехода на ОСН по данным налогового учета будет равна первоначальной стоимости сельхозтехники. Однако, поскольку сельхозтехника была приобретена в период применения ЕСХН и, видимо, использовалась КФХ в этой деятельности, учитывая правила признания расходов на приобретение ОС при ЕСХН (п. 4 ст. 346.5 НК РФ), тот факт, что ранее суммы расходов организация не признала по собственному желанию, ставит под сомнение возможность формирования остаточной стоимости равной первоначальной при переходе с ЕСХН на ОСН. Вместе с тем в вашем случае это не так существенно, поскольку в любом случае потребуется пересчет согласно абзацу одиннадцатому пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ.
При этом, как мы полагаем, учесть всю стоимость ОС (в вашей ситуации по данным вашего налогового учета остаточная стоимость равна его первоначальной стоимости) в расходах при налогообложении прибыли не удастся. Ведь определенный период использования ОС пришелся на применение ЕСХН. Поэтому суммы амортизации, приходящиеся на этот период, на наш взгляд, не будут уменьшать прибыль от реализации ОС в текущем году (мы полагаем, что они могут быть заявлены как уменьшающие налог по ЕСХН в уточненной декларации за период приобретения ОС, то есть когда согласно пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ должны были быть признаны расходы на приобретение техники). Поэтому, если ОС будет передано уже после прекращения деятельности по ЕСХН, в расходах при налогообложении прибыли можно будет признать остаточную стоимость ОС, которая будет рассчитана как его первоначальная стоимость, уменьшенная на суммы исчисленной за период применения ЕСХН амортизации.
Подобный подход был признан правомерным судьями в постановлении Второго ААС от 20.08.2015 N 02АП-3924/15. Указано, что доводы ИП (плательщик ЕСХН) о том, что до 2 полугодия 2011 года им не начислялась амортизация, отклоняются как несостоятельные, поскольку порядок учета и принятия расходов не поставлен в рассматриваемом случае в зависимость от усмотрения налогоплательщика. Не признаваемая в расходах сумма налоговым органом была определена как сумма амортизации за период с июля 2007 года по август 2011 года, то есть период с первого месяца, когда объект введен в эксплуатацию, и до момента его продажи. Правовых оснований учитывать указанную сумму в составе расходов по общему режиму налогообложения во 2 полугодии 2011 года, по мнению судей, не имеется.
К сожалению, разъяснения контролирующих органов, касающиеся учета остаточной стоимости объекта основных средств при его реализации в ситуации, применимой к вашему вопросу, отсутствуют.
По нашему мнению, при рассмотрении вашей ситуации также возможно руководствоваться разъяснениями финансовых органов по определению остаточной стоимости ОС налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" при переходе их с УСН на ОСН, поскольку приведенная в них логика справедлива и для системы налогообложения в виде ЕСХН, так как нормами НК РФ установлен схожий порядок учета ОС при применении УСН и ЕСХН.
Так, в письме Минфина России от 15.03.2011 N 03-11-06/2/34 разъяснено, что в случае если организация переходит с УСН (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства, расходы на приобретение которых не полностью перенесены на расходы за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в этом случае в налоговом учете на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения первоначальной стоимости этих основных средств на сумму расходов, учтенных при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Таким образом, мы полагаем, применительно к вашему случаю при реализации ОС организация вправе полученный доход уменьшить на остаточную стоимость ОС, рассчитанную как разницу между первоначальной стоимостью ОС и суммой исчисленной за период применения ЕСХН амортизации.
При этом обращаем ваше внимание, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Однако во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС. При этом товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации реализация сельскохозяйственной техники является объектом обложения НДС.
Как уже сказано выше, реализация ОС может иметь место уже после прекращения облагаемой ЕСХН деятельности (если организация будет действовать в рамках п. 9 ст. 346.3 НК РФ), то есть передаст технику будучи на ОСН. В этом случае НДС будет исчислен сразу.
Или же ОС может быть передано в период применения ЕСХН (если об утрате права на ЕСХН организация заявит согласно норме п. 5 ст. 346.3 НК РФ). Тогда обязанность по НДС возникнет после пересчета налогов по общей системе налогообложения.
Обратите внимание! Налогоплательщики (п. 5 ст. 174 НК РФ) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

НДФЛ

В рассматриваемом случае у заимодавца - физического лица может возникнуть доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%.
Если стоимость передаваемого имущества превышает сумму задолженности по займу (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 210 НК РФ), возникает экономическая выгода (доход), подлежащая налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Такой же позиции придерживаются контролирующие органы, смотрите, например, письмо Минфина России от 11.01.2018 N 03-04-05/549, дополнительно смотрите письма Минфина России от 28.10.2016 N 03-04-09/63244, от 08.09.2011 N 03-04-05/6-639, решение ВС РФ от 20.06.2016 N АКПИ16-435).
В случае, когда стоимость передаваемого имущества не превышает сумму погашаемого обязательства, налогооблагаемого дохода у физического лица - заимодавца не возникает.
При этом нужно учитывать следующее: исходя из нормы п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде имущества налоговая база определяется как стоимость этого имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (то есть рыночных цен).
Следовательно, налоговая база по НДФЛ для заимодавца будет представлять собой превышение рыночной стоимости переданного ему имущества над суммой предоставленного займа.
Поэтому если рыночная стоимость передаваемой техники (не остаточная) может быть определена как 1 000 000 руб., то дохода, облагаемого НДФЛ, у заимодавца не возникнет. Смотрите также Энциклопедию решений. Налоговая база по НДФЛ при получении дохода в натуральной форме.
Отметим, что с точки зрения ст. 105.3 НК РФ цена, установленная сторонами сделки, признается рыночной. То есть если КФХ, собственник сельхозтехники, и заимодавец не являются взаимозависимыми лицами, они вправе самостоятельно определить рыночную стоимость передаваемой техники, ориентируясь при этом на рыночный уровень цен на аналогичные объекты. Напомним, исходя из положений ГК РФ, по общему правилу цена товаров устанавливается в договоре по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Кроме того, представители финансового ведомства обращают внимание, что рыночная стоимость имущества может быть установлена путем проведения независимой оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Однако в вашем случае привлекать оценщика совсем не обязательно.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Зачет взаимных требований;
- Энциклопедия решений. Новация;
- Энциклопедия решений. Отступное;
- Энциклопедия решений. Учет реализации основных средств за плату;
- Энциклопедия решений. Учет реализации основных средств с проведением взаимозачета;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия основных средств при реализации;
- Энциклопедия решений. Учет при утрате права на применение ЕСХН;
- Энциклопедия решений. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения;
- Энциклопедия решений. Учет при добровольном переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

2 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики