Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

12.03.2012
ВОПРОС:
Возможно ли заключение срочного трудового договора с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трудовой договор с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, заключается работодателем на общих основаниях.

Обоснование вывода:
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами, в том числе от социального положения и возраста (части первая и вторая ст. 3 ТК РФ). На пенсионеров в полной мере распространяются общие принципы правового регулирования трудовых отношений (в том числе свобода труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, равенство прав и возможностей работников).
Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы не ограничивают возможность заключения трудовых договоров с пенсионерами, в том числе с пенсионерами - бывшими военнослужащими, получающими пенсии по выслуге лет (ст. 57 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", далее - Закон N 4468-1).
Таким образом, заключение трудового договора с пенсионером - бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, производится работодателем на общих основаниях. По общим правилам ст. 58 ТК РФ такой договор заключается на неопределенный срок.
Часть вторая ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения по соглашению сторон срочного трудового договора с поступающими на работу пенсионерами по возрасту. Пенсионное законодательство вместо термина "пенсия по возрасту" использует тождественное понятие "пенсия по старости" (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", далее - Закон N 166-ФЗ). В определении от 15.05.2007 N 378-О-П Конституционный суд РФ, излагая свою позицию по делу, также использовал понятия "пенсия по старости" и "пенсия по возрасту" как равнозначные.
Следовательно, пенсионерами по возрасту, о которых говорит часть вторая ст. 59 ТК РФ, являются граждане, которым назначена пенсия по старости в рамках любого вида пенсионного обеспечения, и именно с такими гражданами при приеме на работу в соответствии со ст. 58, частью второй ст. 59 ТК РФ может быть заключен срочный трудовой договор.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 5 Закона N 166-ФЗ, а также ст. 5 Закона N 4468-1 пенсия за выслугу лет является самостоятельным (наряду с пенсией по старости) видом пенсии, назначаемым в рамках государственного пенсионного обеспечения бывшим военнослужащим, имеющим на момент увольнения соответствующую выслугу лет (ст. 13 Закона N 4468-1).
Таким образом, при буквальном толковании части второй ст. 59 ТК РФ надлежит прийти к выводу о том, что заключить срочный трудовой договор с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, работодатель не может.
Дать расширительное толкование положения части второй ст. 59 ТК РФ, являющегося исключением из общей нормы ст. 58 ТК РФ, по правилам толкования нормативных актов невозможно. Однако отметим, что буквальное толкование данного положения приводит к тому, что получающие пенсию граждане одного и того же возраста оказываются в неравном положении с точки зрения объема предоставляемых им гарантий при заключении трудового договора в зависимости от того, какую пенсию они получают - за выслугу лет или по старости, что является недопустимым с точки зрения требований конституционного принципа равенства (смотрите Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ О.C. Хохряковой по определению Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П). Тем не менее оценка конституционности части второй ст. 59 ТК РФ является прерогативой Конституционного Суда РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

22 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики