Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
29.08.2018
- В договоре оказания транспортных услуг по перевозке грузов содержится пункт: перевозчик может привлекать третьих лиц в интересах заказчика для оказания услуг по перевозке грузов. Согласно условиям договора перевозчик обязуется за плату доставить груз, переданный ему отправителем, при этом нет уточнения, чьим транспортом, и выдать его уполномоченному на получение груза лицу. У перевозчика в собственности нет транспорта, перевозка выполняется транспортом третьих лиц (по договору аренды). Договор не содержит положений об организации перевозки грузов перевозчиком, а также указаний на поручение перевозчику заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку грузов с третьими лицами.
Является ли этот пункт элементом агентского договора, в связи с чем необходимо оговорить сумму агентского вознаграждения? Возникает ли в этом случае оплата агентского вознаграждения?
Прежде всего отметим, что под договором перевозки груза понимается договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Из приведенной нормы следует, что существо договора перевозки груза заключается в том, что по этому договору перевозчик обязуется перед грузоотправителем переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу.
В отличие от этого договора агентский договор предполагает совершение одной стороной (агентом) по поручению другой стороны (принципала) юридических и иных действий от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Это означает, что предметом агентского договора изначально является заключение агентом определенных сделок в интересах принципала (от имени последнего или от своего имени), а также совершение действий неюридического характера, способствующих исполнению данного принципалом поручения.
Иными словами, при заключении агентского договора агент изначально не принимает на себя никаких обязательств по продаже товаров, выполнению работ или оказанию определенных услуг принципалу, а лишь обязуется совершить юридические действия и иные действия по привлечению третьего лица, которое уже непосредственно продаст товары, выполнит работы или окажет услуги в интересах принципала.
В связи с этим, если из условий договора определенно вытекает, что перевозчик принимает на себя обязательство перевезти вверенный ему грузоотправителем груз и выдать его грузополучателю, а не заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку с третьими лицами, то такой договор нельзя признать агентским договором.
При этом тот факт, что положения договора позволяют перевозчику привлекать третьих лиц для перевозки груза, переданного ему для доставки грузоотправителем, сам по себе не влияет на квалификацию этого договора как договора перевозки.
Дело в том, что положениями п. 1 ст. 313 ГК РФ должнику предоставлено право возложить исполнение взятого им на себя обязательства на третье лицо, а кредитор обязывается принять такое исполнение как произведенное самим должником. Исключение составляют лишь случаи, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ). Данное правило применимо ко всем обязательствам, в том числе вытекающим из договоров (п. 3 ст. 420 ГК РФ).
Следовательно, перевозчик вправе привлечь на основании заключаемого им договора третьих лиц для исполнения своего обязательства по перевозке груза, вверенного ему грузоотправителем. Данный договор не должен расцениваться как договор, заключенный в рамках агентских правоотношений, поскольку у перевозчика есть выбор: оказать услуги грузоотправителю непосредственно, либо поручить исполнение своего собственного обязательства третьему лицу на основании заключенного с этим третьим лицом договора. При этом в любом случае ответственным за исполнение обязательства по перевозке перед грузоотправителем остается сам перевозчик, а не третье лицо (ст. 403 ГК РФ, п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").
На то обстоятельство, что перевозчик в рамках отношений по грузоперевозке может привлекать к исполнению обязательства третьих лиц указывает и судебная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.03.2016 N Ф03-309/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2015 N Ф09-10313/15, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2015 N Ф03-6321/14).
Таким образом, вышеизложенное указывает на то, что если по договору какое-либо лицо приняло на себя обязательство перевезти груз другого лица и вручить его грузополучателю, но при этом согласно этому договору имеет право привлечь к исполнению своих обязательств третье лицо, такой договор не должен расцениваться как агентский или имеющий элементы агентского договора.
Тем не менее необходимо учитывать также и то, что окончательная квалификация конкретному договору может быть дана только с учетом буквального толкования тех или иных его условий, соотнесения этих условий с иными условиями договора и смыслом договора в целом, а также предшествующих договору переговоров и переписки, практики, установившей во взаимных отношениях сторон, обычаев, последующего поведения сторон (ст. 431 ГК РФ). Поэтому итоговое решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается отношений, в которых грузоперевозчик, не обладающий собственным транспортом для перевозки грузов, использует для исполнения своих обязательств арендованный транспорт, то, на наш взгляд, такие отношения агентскими признаны быть не могут.
Во-первых, в законодательстве не содержится положений, согласно которым наличие у перевозчика транспортных средств в собственности являлось бы обязательным условием заключения договора перевозки или обязательным условием осуществления деятельности по перевозке. Иными словами, сам по себе факт аренды перевозчиком транспортных средств никоим образом не влияет на квалификацию того или иного договора именно как договора перевозки.
Во-вторых, о чем уже упоминалось выше, в рамках агентских отношений агент, заключая договоры, действует не в собственных интересах, а в интересах принципала, то есть товары, работы, услуги, являющиеся предметом указанных договоров, призваны удовлетворять потребности не агента, а принципала. В ситуации же, изложенной в вопросе, непосредственный интерес грузоотправителя состоит не в получении прав временного владения и пользования транспортными средствами, что является предметом договора аренды таких транспортных средств (ст. 606, ст. 632, ст. 642 ГК РФ), а в перевозке груза в определенное место и вручении его грузополучателю. Поэтому перевозчик, арендуя транспортные средства для перевозки груза, вверенного ему грузоотправителем по договору перевозки, действует при заключении договоров аренды в собственных хозяйственных интересах, так как заключение этих договоров позволяет перевозчику надлежащим образом выполнить взятое на себя обязательство по перевозке груза и получить имущественную выгоду в виде оплаты его услуг, а права владения и пользования арендованным имуществом возникают непосредственно у перевозчика, а не у грузоотправителя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
9 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним