Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

30.08.2018
ВОПРОС:
В государственном казенном учреждении дважды не состоялся электронный аукцион по ОКПД2 - 43.22.12.130 (работы по подключению к районным системам отопления). Ни первый, ни второй раз не было подано ни одной заявки.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р устанавливает Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Так, в этом перечне есть 43*(1) - Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13) Соответственно, работы по ОКПД2 - 43.22.12.130 (Работы по подключению к районным системам отопления) входят в этот перечень. Согласно части 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). При этом по Закону N 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, которые способны, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.
Если заказчик обязан проводить аукцион по данному виду работ, то запрос предложений проводить нельзя, даже в случае, если аукцион не состоялся, чтобы не нарушить требования распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации заказчик вправе осуществить закупку работ, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, как путем проведения запроса предложений в электронной форме, так и путем проведения запроса котировок (в том числе в электронной форме).

Обоснование позиции:
Согласно ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Последствия признания аукциона несостоявшимся для рассматриваемого случая предусмотрены ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме, если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с данным законом.
Таким образом, в приведенной ситуации заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме или любым способом, предусмотренным Законом N 44-ФЗ (в том числе путем проведения запроса котировок), с учетом ограничений, установленных данным законом.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного закона. Указанный Перечень, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень).
Отметим, что само по себе включение тех или иных товаров, работ или услуг в указанный Перечень не означает, что заказчик обязан осуществлять их закупку исключительно путем проведения электронного аукциона. Из положений ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ буквально следует, что заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного закона.
Таким образом, независимо от факта включения упомянутых в запросе работ в Перечень заказчик вправе осуществить закупку путем проведения как запроса предложений, так и запроса котировок.
Особо отметим, что в ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ речь идет о праве заказчика осуществить закупку путем проведения запроса предложений именно в электронной форме. Соответствующие изменения внесены также в п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым с 1 июля 2018 г. осуществление закупки путем проведения запроса предложений не в электронной форме можно только по итогам признания повторного конкурса несостоявшимся в соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона N 44-ФЗ.
Несмотря на то что среди исключений, упомянутых в ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, запрос предложений в электронной форме прямо не указан, на наш взгляд, положения данной нормы не могут рассматриваться, как устанавливающие запрет на проведение запроса предложений или запроса котировок в электронной форме в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень. Иное понимание делает практически невозможной реализацию положений ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 г., когда заказчики не вправе будут проводить запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме (ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). На наш взгляд, отсутствие в нынешней редакции ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ указания на запрос предложений в электронной форме и запрос котировок в электронной форме объясняется исключительно ошибкой юридической техники, которая была допущена при принятии Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ и которая, вполне вероятно, в ближайшее время будет исправлена. Поэтому, как мы полагаем, в рассматриваемом случае заказчик вправе осуществить закупку не только путем проведения запроса котировок, но и путем проведения запроса предложений в электронной форме или запроса котировок в электронной форме*(2).
Напомним, что в рассматриваемой ситуации осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме возможно только после внесения изменений в план-график (при необходимости также в план закупок). При этом, как следует из ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, но не ранее размещения внесенных изменений в ЕИС в соответствии с ч. 15 данной статьи*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

8 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Запрос предложений в электронной форме по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Особенности запроса предложений в электронной форме по Закону N 44-ФЗ при признании несостоявшимся конкурса в электронной форме или электронного аукциона;
- Энциклопедия решений. Запрос котировок не в электронной форме по Закону N 44-ФЗ;
- Схема проведения запроса котировок;
- Энциклопедия решений. Запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ.
*(2) По данному вопросу также смотрите: Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график закупок по Закону N 44-ФЗ.
*(3) Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Требования к членам комиссий по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ.

 

Все консультации данной рубрики