Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

03.09.2018
ВОПРОС:
В 2016 году по результатам аукциона был заключен государственный контракт. Контракт выполнен, и продукция отгружена заказчику в 2016 году. В 2018 году в ходе проверки антимонопольная служба обнаружила, что прибыль по вышеуказанному контракту превышает допустимый уровень рентабельности.
В случае принятия решения антимонопольной службы по возврату излишне полученной прибыли в бюджет каким образом и в каком периоде данный возврат необходимо будет отразить в бухгалтерском и налоговом учете?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Уплату санкции в бюджет по решению контролирующего ведомства следует отразить в порядке, аналогичном предусмотренному для уплаты налоговых санкций.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

На основании п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, которое применяется и в настоящее время (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), налоги и иные аналогичные обязательные платежи уменьшают нераспределенную прибыль (увеличивают непокрытый убыток), являющуюся финансовым результатом отчетного периода.
В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), в отличие от штрафов за нарушение условий договоров, не являются прочими расходами организации.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов) отражаются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" (смотрите также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31). Полагаем, что в таком же порядке следует отражать уплату санкции, которая взимается по решению контролирующего ведомства и которая перечисляется в бюджет, с той лишь разницей, что вместо счета 68 следует использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учёте организации следует произвести следующие бухгалтерские записи:
1) На дату вынесения решения:
Дебет 99 Кредит 76, субсчёт "Расчеты по претензиям"
- начислена сумма санкция по уплате дохода в бюджет в 2018 году по решению контролирующего ведомства;
2) На дату уплаты санкции:
Дебет 76, субсчёт "Расчеты по претензиям" Кредит 51
- произведена уплата санкции в бюджет в 2018 году.

Налоговый учет

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Для целей 25 главы НК РФ все расходы, которые понесла организация, можно условно разделить на две группы:
- расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли (ст. 253-269 НК РФ);
- расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 270 НК РФ).
При этом расходы, которые учитываются при налогообложении, подразделяются на:
- расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ);
- внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
То есть расходы, имеющие характер санкций, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Вместе с тем имеет место точка зрения, согласно которой если рассматривать сумму возврата излишне полученной прибыли в бюджет в качестве неосновательного обогащения, то названная сумма может быть квалифицирована в качестве расходов на возмещение причиненного ущерба (в данном случае ущерба, причиненного бюджету) (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Так, в определении ВАС РФ от 13.04.2012 N ВАС-4600/12 по делу N А33-1394/201 говорится, что норма пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ предоставляет налогоплательщикам возможность включения сумм, выплаченных обществом в качестве неосновательного обогащения по решению арбитражного суда, в состав расходов, квалифицируя их в качестве расходов на возмещение причиненного ущерба. Внереализационные расходы, перечень которых является открытым, применительно к рассматриваемой ситуации могут быть признаны на дату принятия решения Антимонопольным органом о нарушении антимонопольного законодательства и выдачи предписания и соответствующей обязанности организации по уплате дохода в бюджет в срок, установленный в предписании, или же исполнении данной обязанности по решению суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган будет придерживаться иной позиции. В таком случае организации потребуется доказывать свою позицию в судебном порядке.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

17 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики