Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

03.09.2018
ВОПРОС:
Предполагают ли нормы ТК РФ об ученическом договоре возможность обучения непосредственно работодателем (например, когда работник с большим опытом обучает вновь принятого работника (дает ему теоретические и практические навыки)), без выдачи каких-либо документов, чтобы работник в последующем работал у данного работодателя? При этом нужно ли заключать ученический договор и выплачивать стипендию на время обучения? Нужно ли организации для обучения работников таким образом получать соответствующую лицензию (речь о рабочих специальностях, например, полировщики, операторы станков с ЧПУ)? Повлияет ли введение профстандартов на возможность описанного выше обучения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если полагать, что ученический договор можно заключать только для получения работником именно образования, то работодателю для обучения своих работников собственными силами нужна лицензия. Если же считать, что предметом ученического договора может быть любое обучение, то лицензия не требуется.

Обоснование вывода:
Предметом ученического договора согласно ст. 198 ТК РФ является получение учеником образования. Причем ученический договор в силу ст. 199 ТК РФ должен содержать, помимо прочего, указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником. Совокупность этих двух норм позволяет утверждать, что ученический договор можно заключать только по поводу освоения учениками образовательных программ, которые направлены на приобретение ими новой квалификации.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в ст. 2 определяет квалификацию как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, а к образовательным программам, направленным на приобретение новой квалификации, относит:
1) все основные профессиональные образовательные программы:
а) программы среднего профессионального образования:
- подготовка квалифицированных рабочих, служащих;
- подготовка специалистов среднего звена;
б) программы высшего образования:
- бакалавриат;
- специалитет;
- магистратура;
в) подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
- ординатура;
- ассистентура-стажировка;
2) основные программы профессионального обучения:
- профессиональная подготовка по профессиям рабочих и должностям служащих;
- переподготовка рабочих и служащих;
- повышение квалификации рабочих и служащих;
3) дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки.
Образовательная деятельность и как основной, и как дополнительный вид деятельности подлежит лицензированию. Исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории инновационных центров (ст. 1 и ст. 91 Закона об образовании, Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966).
Профессиональное образование согласно п. 12 ст. 2 Закона об образовании представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Иными словами, профессиональное образование всегда направлено на получение новой квалификации.
Профессиональное обучение тоже является видом образования, направленным на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (п. 13 ст. 2 Закона об образовании). Как следует из ст. 73 Закона об образовании, профессиональная подготовка проводится для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, в целях получения такой профессии или должности, переподготовка - для лиц, уже имеющих профессию или должность, в целях получения новой профессии или должности, а повышение квалификации - в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности. Лицам, прошедшим профессиональное обучение и сдавшим квалификационный экзамен, согласно ст. 74 Закона об образовании присваивается квалификация путем установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. К их освоению допускаются лица, уже получившие или получающие профессиональное образование. Причем программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона об образовании). А вот программа повышения квалификации согласно ч. 4 ст. 76 Закона об образовании направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Таким образом, повышение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования предметом ученического договора являться не может (определение Красноярского краевого суда от 18.04.2016 N 33-5039/2016, определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2016 N 33-719/2016).
Работодатели часто отправляют своих работников на различные семинары, тренинги, консультации, курсы и тому подобные мероприятия, в ходе которых они получают необходимые для исполнения своих текущих трудовых обязанностей сведения и навыки. Часто проведение таких мероприятий вообще не имеет отношения к образовательной деятельности. Учитывая, что новой квалификации, то есть новых специальности, профессии, разряда, класса, категории по профессии (должности), по итогам такого рода обучения работник в любом случае не приобретает, ученический договор, по мнению некоторых судей, считается в этом случае незаключенным (определение Свердловского областного суда от 16.09.2015 N 33-13016/2015, определение Верховного Суда Республики Татарстан от 23.07.2015 N 33-10911/2015, определение Астраханского областного суда от 04.06.2014 N 33-1713/2014, определение Челябинского областного суда от 26.01.2012 N 33-670/2012). Есть мнение, что обучение, по окончании которого работники не получают новой квалификации и продолжают выполнять прежние трудовые обязанности, не входя в предмет ученического договора, должно в принципе производиться за счет средств работодателя и без последующего возмещения работником затрат, связанных с таким обучением (определение Верховного Суда Республики Татарстан от 24.03.2016 N 33-3201/2016, определение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.04.2014 N 33-1644/2014).
Однако Верховный Суд РФ занимает по этому вопросу иную позицию. В определении от 17.04.2017 N 16-КГ17-3 указано, что ученический договор является лишь одним из видов договоров об обучении работника за счёт средств работодателя. Если обязанность по отработке после обучения включена на основании части четвертой ст. 57 ТК РФ в трудовой договор, то получение работником по итогам обучения новой квалификации необходимым условием возникновения обязанности по возмещению затрат на обучение в случае досрочного увольнения не является. Верховный Суд РФ свой вывод о возможности в конкретном случае взыскания с работника затрат на обучение обосновал по сути тем, что к сложившимся правоотношениям сторон нормы ТК РФ об ученическом договоре неприменимы. Однако некоторые суды общей юрисдикции распространили тезис о факультативности для возмещения затрат на обучение такого условия, как приобретение новой квалификации, на отношения по ученическому договору (определение Пензенского областного суда от 20.06.2017 N 33-1775/2017).
Представлен в судебной практике и совершенно иной подход к предмету ученического договора. Его сторонники признают необходимым условием заключения ученического договора его направленность на приобретение учеником конкретной квалификации. Однако трактуют они это понятие как любое (в том числе проводимое самим работодателем или третьим лицом и не требующее лицензии на образовательную деятельность с точки зрения Закона об образовании) обучение, при котором работник приобретает новые знания и навыки, применимые в его работе (смотрите определение Хабаровского краевого суда от 07.08.2017 N 33-5190/2017, определение Свердловского областного суда от 14.04.2016 N 33-6138/2016, определение Нижегородского областного суда от 21.07.2015 N 33-7118/2015, определение Оренбургского областного суда от 21.01.2015 N 33-349/2015).
Таким образом, в зависимости от занимаемой точки зрения по вопросу предмета ученического договора различается и подход к решению вопроса о необходимости лицензии для такого обучения. Если полагать, что ученический договор можно заключать только для получения работником именно образования, то работодателю для обучения своих работников собственными силами нужна лицензия. Если же считать, что предметом ученического договора может быть любое обучение, то лицензия не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

14 августа 2018 г.

 

Все консультации данной рубрики